Все музыканты // Екимовский, Виктор Алексеевич - Автомонография

22 января 2011


Оглавление:
1. Екимовский, Виктор Алексеевич
2. Биография
3. Творческое лицо
4. Автомонография
5. Композиции
6. Библиография



Кроме более сотни музыковедческих работ и монографии об Мессиане, Виктору Екимовскому принадлежит авторство единственного в своём роде труда о самом себе, книги под оригинальным и говорящим названием «Авто-Моно-Графия», свободно сочетающей в себе одновременно признаки монографии, автобиографии, критического и музыковедческого исследования. Сам по себе жанр композиторских мемуаров не уникален. Идея «Автомонографии» была подсказана Виктору Екимовскому «Мемуарами» Берлиоза и «Автобиографией» Прокофьева. Автобиографические труды писали многие композиторы. Среди них: Глинка, Вагнер, Гуно, Массне, Гречанинов, Стравинский, Мийо, Онеггер, Айвз, Волконский, Смирнов и так далее… Однако в «Автомонографии» Виктора Екимовского есть нечто уникальное, отличающее его от прочих исторических примеров. И, как всегда в его творчестве — это главная идея, от которой он оттолкнулся, или, говоря проще, название: уникальное и формообразующее для всей работы. Снова, как в прочих замыслах Екимовского, «в начале было слово, и это слово было» — Автомонография. Роль идеи во всех работах Екимовского едва ли не каждый раз подчёркивает Николай Корндорф.

«Автомонография», обложка второго издания
«Есть отличная, богатейшая идея, но <…> как часто это у тебя бывает, реализация главной идеи оказалась не на уровне самой идеи <…> Тебе не хватило литературного мастерства. Да его и не могло хватить. Ты ведь не писатель, а композитор, и форма книги тоже должна была быть МУЗЫКАЛЬНОЙ, и развитие музыкальное».

Тем не менее, основную идею книги Екимовский проводит последовательно и точно. Замена в обычном слове Автобиография частички «био» на «моно» — это значит прежде всего подробное и живое жизнеописание его опусов с позиции самого себя, композитора и музыковеда. Фактически, мы читаем некую пожизненную историю творческой сублимации, где каждое произведение подаётся в широком личном и историко-бытовом контексте. Свою задачу автор декларирует в книге дважды — в предуведомлении и постуведомлении:

«Дозволительно спросить, почему автор свою книгу именует-монографией? Отвечу, чуть повторяясь, — главным предметом описания здесь является не моя личная биография, но биографии и судьбы моих произведений, и шире — всего творческого наследия Конечно, чтобы не оказаться сухим фиксатором-описателем неодушевлённых субстанций, по мере необходимости пришлось оживлять текст интерполяциями историко-биографически-бытового плана, но основа надёжно сохранилась: сочинения, сочинения и ещё раз сочинения».

И хотя не менее трети объёма 480-страничного текста занимают факты из личной биографии композитора, изложенные живо и легко, а временами почти эксгибиционистски откровенно, их присутствие, как неизбежных спутников его трудов, вполне оправдано. Эта книга прежде всего о её авторе, а уже попутно — и о его времени. Виктор Екимовский предстает здесь как «прогрессивный композитор», оппонирующий засушенной рутине официальной музыкальной жизни, её центральным фигурам и их чахлой «среднесоветской» музыке. Поэтому ещё одним героем «Автомонографии» стала московская композиторская кухня последних сорока лет, что делает её примечательным документом времени. Книга издавалась дважды. Первое издание, вышедшее в 1997 году, включало в себя три главы. Второе издание, появившееся на десять лет позднее, было дополнено историей новейших годов и, как результат, имело уже четыре главы, написанные в 1980, 1987, 1997 и 2007 годах. В этих главах Виктор Екимовский охватывает всю свою жизнь: как внешнюю, так и внутреннюю. Из книги мы узнаем, на каких концертах, кем и насколько успешно исполнялись его сочинения. Но это не простой перечень. Все концертные, фестивальные и прочие проекты с участием автора предстают у Виктора Екимовского окрашенными явлениями советской и российской культурной жизни, всем им он даёт свою точную и бескомпромиссную оценку. В этом смысле книга — ценный материал для историков отечественной музыки, отпечаток своего времени.

«Екимовский в Автомонографии настолько качественно и добротно описал все свои прожитые 50, вместе со всеми своими опусами, учёбами, друзьями, коллегами, преподавателями, жёнами, подругами и недругами, настолько детально и досконально изложил свои взгляды и воззрения, настолько точно осветил проблемы своей композиционной технологии, содержания и формы, настолько ясно показал суть своей музыкальной философии, что, казалось, раз и навсегда закрыл для музыковедов вопросы собственного творчества, вопросы аналитических исследований и глубокомысленных обобщений».

Но есть и ещё одна задача, которую автор ставит перед собой, — «проследить эволюцию композиторского мышления, или даже сформулировать суть концепции, если хотите, философии творчества» Однако с этой задачей он не вполне справляется. «Автомонография» Виктора Екимовского — это скорее история, чем теория его музыки. Автор излагает свои композиционные идеи в произвольной повествовательной манере. Здесь нет схем, графиков, числовых рядов, нотных примеров. Композитор, в течение всей своей жизни склонный к конструктивным новациям, касается их техники только вскользь, поэтому материал его «Автомонографии» невозможно использовать для анализа современных техники композиции, полифонии и инструментовки. При том было бы ошибкой считать эту книгу ортодоксальным научным исследованием и подходить к ней с чисто научной меркой. Как яркий и своевольный художник, Виктор Екимовский во всём, что он делает остаётся прежде всего в широком смысле слова художником и композитором, обладающим независимым и образным мышлением. Именно так и следует оценивать его живую и почти прозрачную книгу. И уж чего в ней нет ни капли: так это самолюбования и бронзовой монументальности. Автор на протяжении всего текста иронизирует и даже издевается не только над своими современниками и коллегами, но и над самим собой, в конце концов, завершая свою книгу прямым ответом на возможные упрёки. «Есть и ещё один аспект, снимающий обвинения в моей мании величия. И вот он, — Умберто Эко однажды сказал: — Литература памяти — это последнее прибежище для бездарностей». По всей видимости, вернее всего было бы считать «Автомонографию» неким суммирующим «музыкальным» произведением Виктора Екимовского, включающим и себя самого, и все остальные произведения.

«После сугубо виртуальных третьей „Лебединой песни“ и „Эффекта Допплера“, а также полувиртуального Скрипичного концерта „Attalea“, следует и Автомонографию внести в число музыкальных Композиций, ибо тексты из этой книжки могут органически вписаться в любой концерт из произведений Екимовского, если зачитывать их в промежутках между реальной музыкой, обозвав всё это дело виртуальной Композицией №…»



Просмотров: 12106


<<< Веня Дркин
Есенин, Павел Викторович >>>