Все музыканты // Дюрей, Луи
23 января 2011Оглавление:
1. Дюрей, Луи
2. Сочинения
Луи Дюрей — французский композитор первой половины XX века, получивший известность главным образом в качестве одного из участников группы «Шести». Также был известен, как член французской коммунистической партии и Президент Народной музыкальной федерации Франции.
Биография
Луи Дюрей родился в Париже 27 мая 1888 года. В Парижской консерватории не учился. Как вольнослушатель — изучал курс композиции в Schola cantorum, однако, диплома не получил. В юности увлекался атональной музыкой, венской школой и музыкой Арнольда Шёнберга. Ранние сочинения Дюрея написаны в довольно тонкой атональной манере.
Чуть позднее, в 1911 году Луи Дюрей впервые сталкивается с творчеством очень особенного, ярко-эксцентричного музыканта и композитора Эрика Сати, а спустя год — знакомится с ним лично и становится его последователем. Под непосредственным влиянием Сати, Дюрей резко меняет свой стиль и переходит к скупому линеарному письму, без особых тональных и гармонических тонкостей. В нескольких концертах 1915−1921 года Дюрей выступает вместе с Эриком Сати, Жоржем Ориком и Жаком Ибером. Затем Дюрей переметнулся в группу сателлитов Мориса Равеля, но вскоре вернулся обратно. В исторической статье 1920 года парижский музыковед и критик Анри Колле включил Луи Дюрея в знаменитую и широко разрекламированную в прессе группу «Шести». Являясь в чистом виде продуктом «газетной сенсации» — группа не представляла собой единого целого и реально просуществовала не более двух лет. Кроме того, уже к 1922 году отношения Дюрея и Сати окончательно охладились. Луи Дюрей участвовал только в одной коллективной «акции» этой группы, а затем на несколько лет уехал из Парижа в Сан-Тропе. Достаточно чётко об этой группе композиторов спустя тридцать лет высказался в своих беседах с Клодом Ростаном один из самых ярких её участников, Франсис Пуленк:
«…Хорошей чертой нашего содружества было то, что будучи связаны только самыми общими идеями и принципами, мы, несмотря ни на что, оставались очень разными в реализации наших творческих замыслов и планов. Совершенно очевидно, что Орик так же мало похож на Онеггера, как я – на Дюрея»…
Более тридцати лет спустя, сам Луи Дюрей, в то время уже крупный функционер коммунистической партии Франции и «генеральный секретарь» Народной музыкальной федерации, вспоминал о событиях своей молодости и совместных концертах группы «Шести» в своей почти номенклатурной по стилю и тону статье, опубликованной в журнале «Советская музыка». В целом его тон был благожелательным, хотя и несколько снисходительным:
«В театре «Старой голубятни» выставлялись полотна Матисса, Брака и Пикассо. Жан Кокто пытался извлечь из всего этого новые законы эстетики, которые он убеждённо отстаивал, несмотря на фантастичность своих прожектов. Во всяком случае, хотя каждый из новичков проявлял себя по-своему,, вместе они сумели противостоять пессимистическим настроениям, порождённым войной. Теперь, спустя много лет, я вправе сказать, что в наших молодых дерзаниях всё же было много хорошего. Конечно, временами мы хватали через край, но виной тому была горячность и неуёмная энергия молодости... ...И хотя пылкое стремление к новизне, присущее молодости, порой побуждало нас прибегать к атонализму, политональности, мы никогда не возводили это в систему... Лучшие традиции французского искусства нашли своё продолжение в ораториях Онеггера, в операх Мийо, в многочисленных симфонических произведениях этих крупных музыкантов, а также в фортепианных пьесах и особенно романсах Франсиса Пуленка, столь близких к народной песенности...»
Как не профессиональный музыкант, с самого первого дня основания «оппозиционной» Народной музыкальной федерации Луи Дюрей активно вошёл в число сначала её участников, а потом и руководителей. Вместе с Шарлем Кёкленом и Альбером Русселем он создаёт эту новую демократическую структуру и активно участвует в её работе. В период между двумя войнами он много ездит по стране, помогает организовывать рабочие хоры, а также сочиняет большое количество патриотических и антифашистских песен для их репертуара. В эти же годы он пишет музыку для театральных постановок и кинофильмов, но особого резонанса его работы не имеют.
Подобно своему неформальному учителю, Эрику Сати, Дюрей также становится членом коммунистической партии Франции, но уже совсем в другое время, спустя 15 лет, в эпоху сталинского Коминтерна и остаётся её активным участником до конца жизни. Но если Сати, живший более двадцати лет в рабочем пригороде Парижа, Аркёй-Кашане, в шутку называл себя «Эрик Сати из советского Аркея», то Луи Дюрей, похоже, совершенно всерьёз считал себя композитором коммунистистической Франции. С 1938 года Луи Дюрей становится «генеральным секретарём» Народной музыкальной федерации при её ещё старорежимном «буржуазном президенте», Шарле Кёклене.
В годы фашистской оккупации Франции Дюрей номинально руководит Национальным комитетом музыкантов. Его простую и запоминающуюся «Песню борцов за свободу» поют левые члены французского Сопротивления и партизаны. После войны Дюрей становится ещё и членом французского комитета защиты мира. С 1950 года Луи Дюрей — музыкальный критик газеты «Юманите» — официального печатного органа ФКП. После смерти Шарля Кёклена, бессменного президента Народной музыкальной федерации, в 1951 году Луи Дюрей был избран её Вторым Президентом и пробыл на этом социалистическом посту чуть более 10 лет. В том же 1951 году Луи Дюрей был удостоен французской премии SACEM.
С 1960 года Луи Дюрей окончательно переселился в Сан-Тропе, где и умер 3 июля 1979, в возрасте 91 года.
Просмотров: 8976
|