Все музыканты // Дворжак, Антонин - Сочинения

23 января 2011


Оглавление:
1. Дворжак, Антонин
2. Сочинения
3. Исполнения музыки Дворжака



Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм. Девять его симфоний ориентированы на классическую модель, установленную Л. ван Бетховеном, но одновременно с этим он разрабатывал и появившуюся лишь в середине XIX века симфоническую поэму. В некоторых его сочинениях заметно влияние Р. Вагнера.

Музыка Дворжака сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами. Поэтому его собственный стиль складывался долго. Ориентируясь поначалу на Моцарта и Бетховена, после 1873 года он берёт за основу творчества национальную музыку. Далеки от классических образцов два сборника «Славянских танцев», а также песни Дворжака, хотя отголоски народного влияния чувствуются даже в больших произведениях. Этот интерес проявился и в увлечённости композитора Соединёнными штатами и индейской и негритянской культурами, он пытается перенести их черты в свои сочинения. В конце жизни Дворжак сосредоточился на создании программной музыки, прежде всего, оперы. В 1900 году появляется «Русалка», признанный шедевр, который ставится по всему миру и поныне. Дворжаком, докончившим дело Б. Сметаны в создании национальной чешской музыки, восхищались и Р. Вагнер, И. Брамс — два полюса немецкого романтизма.

Нумерация произведений

Титульный лист автографа девятой симфонии. Рукою Дворжака указаны порядок и годы сочинения всех симфоний, кроме первой, которую он считал утерянной. Рядом с уже изданными пятью указаны фамилии издателей — Зимрок и Новелло.

Многие произведения Дворжака были пронумерованы самим композитором — это нумерация по опусам. Но она не отражает действительного порядка их создания или хотя бы публикации. Чтобы добиться лучших продаж не очень известных композиторов, издатели, в том числе печатавший Дворжака Ф. Зимрок, часто выставляли ранним работам больший опус, нежели следовало бы при правильном счете. С другой стороны, сам Дворжак иногда давал новому произведению ранний опус, чтобы продать его одному издателю в обход контракта с другим. Замечательным примером последнего случая является «Чешская сюита», которую он, не желая отдавать Зимроку, опубликовал как op. 39 вместо op. 52. Ещё более усложняет ориентирование в наследии Дворжака тот факт, что подобные махинации приводили к появлению нескольких сочинений под одним и тем же опусом. Так случилось, например, с op. 12: изначально относившийся к опере «Король и угольщик», он оказался поставлен и под основанной на ней Концертной увертюрой Фа-мажор, а затем также под Струнным квартетом № 6 ля-минор, фуриантом соль-минор для фортепиано и думкой до-минор для фортепиано. И, опять же, существуют обратные случаи, когда одна и та же работа получала несколько различных опусов у разных издателей.

Особенно запутанна нумерация девяти симфоний Дворжака. Это произошло оттого, что они были изначально пронумерованы в порядке публикации, а не сочинения. Однако первые четыре были опубликованы позднее следующих пяти, которые, в свою очередь, публиковались не в порядке их сочинения. Таким образом, симфония «Из нового света» была напечатана как № 5, затем стала известна как № 8 — и только после каталогизации 1950-х годов, когда была в общий счёт была включена считавшаяся утерянной первая симфония, стала известна как № 9.

Порядок публикации симфоний следующий.
  • № 6 — опубликована как № 1, хотя Дворжак надписал её № 5.
  • № 7 — опубликована как № 2, хотя Дворжак надписал её № 6.
  • № 5 — опубликована как № 3 op. 76, хотя Дворжак надписал её № 4 op. 24.
  • № 8 — опубликована как № 4, хотя Дворжак надписал её № 7.
  • № 9 — опубликована как № 5, хотя Дворжак надписал её № 8.
  • № 3.
  • № 4.
  • № 2.
  • № 1.
Порядок первого исполнения симфоний также отличен.
  • № 3.
  • № 5.
  • № 6.
  • № 7.
  • № 2.
  • № 8.
  • № 4.
  • № 9.
  • № 1.

Все сочинения Дворжака были хронологически каталогизированы Я. Бургхаузером в изданной в 1960 году в Праге книге «Антонин Дворжак. Тематический каталог. Библиография. Обзор жизни и творчества». По фамилии составителя сокращенно каталоговый номер пишется с латинской буквой B. В современном музыковедении, однако, наряду с этой нумерацией продолжают употребляться и опусы — отчасти по привычке, а отчасти для облегчения работы со старыми изданиями. Чаще встречаются опусы в афишах и концертных программках.

Симфонии

При жизни Дворжака были изданы лишь пять последних его симфоний, хотя предыдущие три и были исполнены. Первую же сам автор считал безвозвратно утерянной. Это внесло путаницу в нумерацию, и только в середине XX века была установлена верная последовательность написания.

Симфония № 1 до минор B.9 была сочинена Дворжаком в двадцатичетырёхлетнем возрасте для конкурса в Германии. Она показывает его ещё неопытным, но многообещающим композитором. В ней прослеживается большое формальное сходство с пятой симфонией Бетховена: например, одинакова тональность всех четырёх частей. С другой стороны, гармония и инструментовка тяготеют к стилю, выработанному Ф. Шубертом. Позже Дворжак дал симфонии получила название «Злоницкие колокола», по названию деревни в Богемии, где он жил в 1853—1856 годах. Часть её материала была использована в «Силуэтах» op. 8.

Симфония № 2 Си-бемоль мажор op. 4 построена всё ещё с оглядкой на Бетховена, хотя имеет более яркие, светлые и пасторальные образы.

Симфония № 3 Ми-бемоль мажор op. 10 показывает, какое быстрое и глубокое влияние оказало на Дворжака знакомство с музыкой Р. Вагнера и Ф. Листа. Отсутствует скерцо. Вторая часть этой симфонии была использована в шестой «Легенде» op. 59.

Черновик Симфонии № 6

Симфония № 4 ре минор op. 13 обнаруживает поворот, происходящий в творчестве Дворжака. Хотя она несёт в себе явные следы влияния Вагнера, одновременно вводится национальная чешская музыка — в скерцо.

Симофния № 5 Фа мажор op. 76 и Симфония № 6 Ре мажор op. 60 становятся уже очень пасторальными по характеру и отбрасывают совершенно вагнеровский стиль. Шестая писалась, видимо, под большим влиянием второй симфонии И. Брамса, особенно первая и последние её части. Но это сходство разрушается третьей частью — традиционным чешским фуриантом. Именно благодаря шестой симфонии Дворжак стал всемирно известен как симфонический композитор. Она же стала первой опубликованной его симфонией.

Симфония № 7 ре минор op. 70 иногда считается выражающей стиль Дворжака с его формальной жесткостью и огромной порывистостью больше, чем девятая. Может быть, это связано с личными переживаниями композитора во время её написания: он как раз пытался «протолкнуть» свои чешские оперы в Вене, от него требовали писать их по-немецки. Одновременно Дворжак ввязался в спор с издателем. Черновики седьмой симфонии показывают, сколько усилий стоило ему её создание.

Симфония № 8 Соль мажор op.88 сильно отличается от седьмой: она теплее и оптимистичнее. Иногда её сравнивают с работами Г. Малера Некоторые исследователи считают её лучшей симфонией Дворжака. Это, конечно, показательно для того, как невероятная популярность девятой симфонии заслонила собою все предыдущие сочинения.

Симфония № 9 ми минор op. 95 «Из Нового света» была написана в январе-мае 1893 года в Нью-Йорке. Хотя поначалу Дворжак говорил, что использовал в ней американскую музыку, такую как негритянские спиричуэлс или песни индейцев, позже он стал отрицать это. Соло флейты-пикколо в первой части симфонии напоминает спиричуэлс «Swing Low, Sweet Chariot». Один из учеников Дворжака заявлял, что вторая часть изображает плач Гайаваты. Вместе с тем, она так схожа со спиричуэлс, что В. Фишер написал к ней слова и дал название «Возвращение домой». Сам Дворжак писал, что лишь использовал особенности индейской музыки, но все мелодии симфонии принадлежат ему.

Оперы

Dvořák - Humoresque Op. 101 No. 7.ogg
Юмореска‎ op.101 № 7
Dvořák - Romance Op. 75 No. 2.ogg
Романс op.75 № 2
Dvorak - Cello Concerto - 1. Allegro.ogg
Концерт для виолончели с оркестром op.104. — I. Allegro
Antonin Dvorak - symphony no. 9 in e minor 'from the new world', op. 95 - ii. largo.ogg
Симфония № 9 op.95. — II. Largo
Dvorak - Serenade for Strings Op. 22 - Larghetto.ogg
Серенада для струнного оркестра op.22. — IV. Larghetto
  • «Альфред».
  • «Король и угольщик».
  • «Упрямцы».
  • «Ванда».
  • «Хитрый крестьянин».
  • «Дмитрий».
  • «Якобинец».
  • «Чёрт и Кача».
  • «Русалка».
  • «Армида».

Симфонические произведения

  • Концерт для виолончели ля-мажор, оркестрован Г. Рафаэлем и Я. Бургхаузером.
  • Концерт для фортепиано с оркестром соль-минор.
  • Концерт для скрипки с оркестром ля-минор.
  • Концерт для виолончели с оркестром си-минор.
  • Девять симфоний, в том числе № 9 «Из Нового Света».
  • Пять симфонических поэм: «Водяной», «Полуденица», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь».
  • Пять увертюр, в том числе «Моя Родина» и «Гуситская».
  • Серенада для струнного оркестра.

Вокальные и хоровые произведения

  • Оратория «Святая Людмила», первая оратория в истории чешской музыки.
  • Stabat Mater.
  • Реквием.
  • Кантаты, в том числе Te Deum.
  • Месса ре-мажор.
  • «Моравские дуэты», вокальные дуэты с фортепиано.
  • «Библейские песни» с фортепиано, позже оркестрованы.

Камерные произведения

  • Четырнадцать струнных квартетов, в том числе № 12 «Американский».
  • Три струнных квинтета, в том числе № 3 «Американский».

Фортепианные произведения

  • Две тетради «Славянских танцев» для фортепиано в четыре руки.


Просмотров: 9830


<<< Даргомыжский, Александр Сергеевич
Делиб, Лео >>>