Все музыканты // Драгонетти, Доменико - Драгонетти-исполнитель

23 января 2011


Оглавление:
1. Драгонетти, Доменико
2. Отношение к инструменту
3. Лондон
4. Знакомства с композиторами
5. Завещание
6. Драгонетти-исполнитель
7. Драгонетти-композитор



Долгие годы Драгонетти был концертмейстером группы контрабасов симфонического оркестра и оркестра Итальянской оперы в Лондоне. Известно его выступление в качестве оркестранта — руководителя контрабасовой группы в Вене, куда он был приглашен в декабре 1813 года. Там Драгонетти участвовал в первом исполнения симфонического произведения Бетховена «Битва при Виттории». В 1845 году Драгонетти выступал в Германии, в Бонне, на открытии памятника Бетховену. Во время приуроченных к этому событию торжеств исполнялась Пятая симфония Бетховена; в оркестре группу из 13 лучших местных и прославленных приглашенных контрабасистов возглавил Драгонетти. Известно, что Драгонетти часто выступал как ансамблист со скрипачами и виолончелистами. Около 50 лет он концертировал с известным английским виолончелистом Робертом Линдли.

Игра Драгонетти казалась современникам каким-то необъяснимым чудом. Первый биограф Драгонетти, его друг Франческо Каффи пытался объяснить тайну этого искусства, помимо редкостной музыкальной одаренности и чутья, необычайным сложением левой руки с поразительно широкой растяжкой пальцев, которая дала артисту прозвище «mano mostro». Интересно свидетельство Каффи о том, что струны на инструменте Драгонетти располагались очень высоко над подставкой, «благодаря высоте подставки, — пишет он, — струны поднимались от грифа почти на двойную высоту против обыкновенной. Другие музыканты, которые хотели попробовать тогда то же самое, кончали тем, что у них брызгала кровь из пальцев». Чрезмерно высокое расположение струн и их сильное натяжение делают невозможным нажатие пальцев на самых высоких позициях. Если бы для этого даже хватило физической силы, то чувствительность пальцев должна была совершенно притупиться. В то же время исполнение Драгонетти скрипичных дуэтов Виотти и виолончельных партий ансамблевых сочинений Бетховена в авторской тесситуре наводит на мысль, что в ряде случаев он пользовался своеобразным приемом левой руки, при котором пальцы нажимают струну не к грифу, а в сторону. При таком приеме, известном виолончелистам еще с XVIII века, образуется своеобразный, напоминающий флажолет звук. Это одна из разновидностей flautando, при которой звучание приобретает флейтовый оттенок, нечто вроде фальцета у певцов.

При невероятной беглости левой руки, Драгонетти обладал также поразительным по красоте и полноте звуком. Играл он смычком с очень высокой колодкой. Хотя имеются указания на то, что держал он этот смычок «сверху», само строение колодки скорее указывает на способ держания «сзади».

«Драгонетти наполнял театр таким ясным, полным и звучным тоном, какого нельзя было услышать ни у кого другого, — писал Каффи. — Слушая оркестровое вступление, можно было, не глядя в оркестр, сказать, — играет Драгонетти или нет. Он умел своим тяжелым инструментом направлять оркестр туда, куда хотел».

Много раз упоминалось о том, что Драгонетти якобы написал методику игры на контрабасе, но пока эти предположения ничем не подтверждены.



Просмотров: 11562


<<< Дзингарелли, Николо Антонио
ДАмброзио, Альфредо >>>