Все музыканты // Драгонетти, Доменико - Драгонетти-исполнитель
23 января 2011Оглавление:
1. Драгонетти, Доменико
2. Отношение к инструменту
3. Лондон
4. Знакомства с композиторами
5. Завещание
6. Драгонетти-исполнитель
7. Драгонетти-композитор
Долгие годы Драгонетти был концертмейстером группы контрабасов симфонического оркестра и оркестра Итальянской оперы в Лондоне. Известно его выступление в качестве оркестранта руководителя контрабасовой группы в Вене, куда он был приглашен в декабре 1813 года. Там Драгонетти участвовал в первом исполнения симфонического произведения Бетховена «Битва при Виттории». В 1845 году Драгонетти выступал в Германии, в Бонне, на открытии памятника Бетховену. Во время приуроченных к этому событию торжеств исполнялась Пятая симфония Бетховена; в оркестре группу из 13 лучших местных и прославленных приглашенных контрабасистов возглавил Драгонетти. Известно, что Драгонетти часто выступал как ансамблист со скрипачами и виолончелистами. Около 50 лет он концертировал с известным английским виолончелистом Робертом Линдли.
Игра Драгонетти казалась современникам каким-то необъяснимым чудом. Первый биограф Драгонетти, его друг Франческо Каффи пытался объяснить тайну этого искусства, помимо редкостной музыкальной одаренности и чутья, необычайным сложением левой руки с поразительно широкой растяжкой пальцев, которая дала артисту прозвище «mano mostro». Интересно свидетельство Каффи о том, что струны на инструменте Драгонетти располагались очень высоко над подставкой, «благодаря высоте подставки, пишет он, струны поднимались от грифа почти на двойную высоту против обыкновенной. Другие музыканты, которые хотели попробовать тогда то же самое, кончали тем, что у них брызгала кровь из пальцев». Чрезмерно высокое расположение струн и их сильное натяжение делают невозможным нажатие пальцев на самых высоких позициях. Если бы для этого даже хватило физической силы, то чувствительность пальцев должна была совершенно притупиться. В то же время исполнение Драгонетти скрипичных дуэтов Виотти и виолончельных партий ансамблевых сочинений Бетховена в авторской тесситуре наводит на мысль, что в ряде случаев он пользовался своеобразным приемом левой руки, при котором пальцы нажимают струну не к грифу, а в сторону. При таком приеме, известном виолончелистам еще с XVIII века, образуется своеобразный, напоминающий флажолет звук. Это одна из разновидностей flautando, при которой звучание приобретает флейтовый оттенок, нечто вроде фальцета у певцов.
При невероятной беглости левой руки, Драгонетти обладал также поразительным по красоте и полноте звуком. Играл он смычком с очень высокой колодкой. Хотя имеются указания на то, что держал он этот смычок «сверху», само строение колодки скорее указывает на способ держания «сзади».
«Драгонетти наполнял театр таким ясным, полным и звучным тоном, какого нельзя было услышать ни у кого другого, писал Каффи. Слушая оркестровое вступление, можно было, не глядя в оркестр, сказать, играет Драгонетти или нет. Он умел своим тяжелым инструментом направлять оркестр туда, куда хотел».
Много раз упоминалось о том, что Драгонетти якобы написал методику игры на контрабасе, но пока эти предположения ничем не подтверждены.
Просмотров: 11562
|