Все музыканты // Донской, Лаврентий Дмитриевич
22 января 2011Оглавление:
1. Донской, Лаврентий Дмитриевич
2. Значение творчества
Лаврентий Дмитриевич Донской выдающийся русский оперный певец.
В ГЦТМ им. Бахрушина хранится портрет певца работы неизвестного художника.
Жена: арфистка и певица, представительница знаменитой артистической семьи Надежда Эйхенвальд.
Правнучка: современная художница Вера Донская-Хилько, работающая в стиле «ню».
Биография
Родился Лаврентий Донской в августе 1857 года в деревне Ушилова Чухломского уезда Костромской губернии.
Происходил из костромской крестьянской семьи. В семье было четверо детей. С 1872 в Петербурге. Работал в рыбной лавке, маляром.
Скончался Лаврентий Дмитриевич в Москве 22 ноября 1917 года.
Учёба
Судьбу Лаврентия Донского изменила случайная встреча с балетным артистом императорской труппы Н. О. Гольцем, который устроил музыкального паренька петь в церковном хоре, а затем познакомил с профессиональными певцами, а те, в свою очередь услышав его голос, обратили на него внимание и взялись за его музыкальное образование. По просьбе Н.Гольца первым педагогом Л.Донского стал И. А. Мельников, подготовивший его к поступлению в Петербургскую консерваторию, где Л.Донской учился в 1877—1880 гг., педагоги К. Эверарди и В. Самусь. Причем, поскольку денег на учебу бедный студент не имел, ему была положена стипендия. По окончании, с 1880 года занимался в Бесплатной музыкальной школе под руководством Д. М. Леоновой и М. Мусоргского.
В это же время начал сценическую деятельность: выступал в концертах, работал хористом в Мариинском театре. В 1888 году в Милане, где брал уроки вокала у Дж. Ронкони и Гамброджио.
Сценическая деятельность
В 1882 году поступил в киевскую антрепризу к И. Я. Сетову, первая роль: Богдан Собинин в «Жизни за царя» М. Глинки.
В 1883 году был приглашен солистом в московский Большой театр, где работал в течение 1883 −1904 гг. и стал ведущим тенором Большого театра. Одновременно продолжил занятия вокалом у Ф. П. Комиссаржевского, позднее у К. И. Кржижановского, брал уроки сценического мастерства при подготовке оперных образов у артиста и режиссера московского Малого театра А. Ленского.
Работая в Большом театре, одновременно участвовал в гастрольных поездках в антрепризе своего родственника А. А. Эйхенвальда.
В 1904, покинув Большой театр, создал собственную антрепризу, которая просуществовала до 1908 года, гастролировал в Саратове, Тифлисе и по городам Сибири. Уехав из Москвы в Тифлис, в 1904 −1906 гг. держал оперную антрепризу там.
С 1905 года начал заниматься педагогической деятельностью.
Приобретя имение Гирино в Тверской губернии, Л.Донской организовал там летнюю оперную студию для постановок оперных спектаклей; там же был создан интернат для певцов. Такая студия была единственная в России. Среди постоянных гостей и зрителей там бывали представители московской творческой интеллигенции.
В 1909 году получил звание Заслуженного артиста императорских театров.
Концертная деятельность
Большое место в творчестве занимала концертная деятельность. В 1900 году Лаврентий Донской выступил с концертом на Всемирной выставке в Париже, он принимал участие с исполнением романсов в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1893 исполнил сольную партию в Мессе С-Dur Л. Бетховена в ансамбле с Евгенией Збруевой, Маргаритой Эйхенвальд, Степаном Трезвинским, 16 февраля 1902 года участвовал в первом исполнении кантаты «Сказание о Великом Китеже» С. Василенко п/у В. Сафонова.
За 20 лет певец исполнил 78 партий в 69 операх.
- «Жизнь за царя» М. Глинки Собинин
- «Аида» Дж. Верди Радамес
- 1854 «Аскольдова могила» А. Верстовского Всеслав
- 1884 «Нижегородцы» Э. Направника Стремянный князь Боровский
- 1885 «Уриель Акоста» В. Серовой 1-й раввин
- 1887 «Тарас Бульба» В. Кашперова Андрий
- 1887 «Мефистофель» А. Бойто Фауст
- 1887 «Фенелла, или Немая из Портичи» Д. Обера Альфонсо
- 1888 «Борис Годунов» М. Мусоргского, 2-я ред. Самозванец
- 1888 «Мария Бургундская» П. Бларамберга Робер
- 1890 «Сон на Волге» А. С. Аренского Бастрюков
- 1890 «Чародейка» П. Чайковского Княжич Юрий
- 1891 «Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова Лионель
- 1892 «Лакме» Л. Делиба Джеральд
- 1895 «Тушинцы» П. Бларамберга Николай
- 1895 «Мелузина» И. Трубецкого Раймонд
- 1895 «Гугеноты» Дж. Мейербера Рауль де Нанжи
- 1895 «Дубровский» Э. Направника Владимир Дубровский
- 1896 «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно Ромео
- 1897 «Генрих VIII» К. Сен-Санса Дон Гомец де Фериа
- 1898 «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова Кузнец Вакула
- 1899 «Мазепа» П. Чайковского Андрей
- 1900 «Ледяной дом» А. Корещенко Волынский
- 1901 «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова, 3-я ред.. Михайло Туча
- 1903 «Добрыня Никитич» А. Гречанинова Алёша Попович
- «Травиата» Дж. Верди Альфред
- «Русалка» А. Даргомыжского Князь
- «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова Левко
- «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова Царь Берендей
- «Евгений Онегин» П. Чайковского Ленский
- «Юдифь» А. Серова Вагоа
- «Руслан и Людмила» М. Глинки Баян
- «Нижегородцы» Э. Направника Боярин Невзгода-Куратов
- «Жидовка» Ж. Ф. Галеви Элеазар и Леопольд
- «Лоэнгрин» Р. Вагнера Лоэнгрин
- «Иоанн Лейденский» Дж. Мейербера Иоанн Лейденский
- «Демон» А. Рубинштейна Князь Синодал
- «Нерон» А. Рубинштейна Нерон
- «Рогнеда» А. Серова Руальд
- «Вражья сила» А. Серова Вася
- «Гарольд» Э. Направника Гарольд
- «Фауст» Ш. Гуно Фауст
- «Африканка» Дж. Мейербера Васко да Гама
- «Черевички» П. Чайковского Вакула
- «Пиковая дама» П. Чайковского Герман,
- «Дон Жуан» В. А. Моцарта Дон Оттавио
- «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти Сэр Эдгар Равенсвуд
- «Вильгельм Телль» Дж. Россини Арнольд
- «Отелло» Дж. Верди Отелло
Педагогическая деятельность
Педагогической деятельностью занимался с 1905 года.
Профессор Московского музыкально-драматического училища
Среди его учеников: В. Быстров, П.П Болотин, Ф. Вологодский, Б. М. Евлахов, Я. С. Загуменный, Н. Г. Зубарев, Г. С. Пирогов, М. Д. Роменский, Д. Т. Спришевская, А. Н. Ульянов, М. Ф. Шекун-Коломийченко.
Просмотров: 8323
|