Все музыканты // Джордано, Умберто
23 января 2011Оглавление:
1. Джордано, Умберто
2. Творчество
Умберто Менотти Мария Джордано ― итальянский оперный композитор, один из заметных представителей веризма.
Биография
Джордано родился в семье химика, музыкой начал заниматься против желания родителей. В 1882 поступил в Неапольскую консерваторию, где учился у Паоло Серрао и Джузеппе Мартуччи. Ещё будучи студентом, он сочинил одноактную оперу «Марина» и представил её на конкурс, организованный издателем Эдоардо Сонцоньо в 1889 году. Из 73 участвовавших в конкурсе композиторов Джордано занял шестое место, однако Сонцоньо заинтересовался его музыкой и заказал ему полномасштабную оперу «Малавита» на сюжет драмы Сальваторе ди Джакомо из жизни бедных обитателей неаполитанских предместий. Написанная в 1892 году, опера имела успех в Австрии и Германии, однако в Италии публика и критики приняли её весьма прохладно, не изменив своего отношения даже пять лет спустя, когда композитор существенно её переработал. Тем временем от Сонцоньо поступил заказ на новую оперу «Реджина Диас», которая должна была быть сочинена к столетию Саверио Меркаданте. Сюжет не вдохновил Джордано, опера была снята с репертуара уже после второго представления, и разочарованный Сонцоньо отказался от дальнейшего сотрудничества с композитором.
В 1894 году Джордано переселяется в Милан, где знакомится с Джузеппе Верди и время от времени консультируется у него по поводу своих сочинений. В это время он начинает работу над оперой «Андре Шенье», либретто которой ему предоставил композитор Альберто Франкетти. В её основе ― судьба знаменитого французского поэта, казнённого в годы якобинской диктатуры. 28 марта 1896 эта опера была впервые поставлена в театре «Ла Скала» и принесла автору шумный успех. О Джордано начали говорить как об одном из крупнейших молодых итальянских оперных композиторов. Следующая его опера ― «Федора», на сюжет Викторьена Сарду ― также была встречена публикой с восторгом, а на её премьере 17 ноября 1898 года в миланском «Театро лирико» одну из партий исполнял молодой и малоизвестный тогда тенор Энрико Карузо. «Федора» оставалась в репертуаре итальянских театров в течение многих сезонов и иногда исполняется и в наше время.
Последующие работы Джордано менее известны широкой публике. Опера «Сибирь» получила одобрительные отзывы от французских критиков, однако две следующие оперы ― «Марчелла» и «Мадам Сан-Жен» ― уже не имели такой популярности, как ранние сочинения. Относительно успешными его произведениями позднего периода считаются оперы «Ужин с шутками» и «Король», шедшие на сценах итальянских театров в 1930-е годы. После 1929 Джордано сочинял мало, в основном песни и романсы.
Просмотров: 8570
|