Все музыканты // Державина, Екатерина Владимировна

23 января 2011





Екатерина Владимировна Державина


) — российская пианистка.   

Начала заниматься музыкой в шесть лет под руководством Юрия Полунина, затем училась в музыкальной школе имени Гнесиных у Валерии Полуниной, окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. В 1989 г. стала обладательницей III премии и специального приза за лучшее исполнение «Крейслерианы» Роберта Шумана на VIII Всероссийском конкурсе пианистов, в 1992 г. получила I премию Международного конкурса пианистов имени И. С. Баха в Саарбрюкене.

Гастролирует в различных странах Европы, а также в США и Канаде. Участница ряда музыкальных фестивалей, один из основателей ежегодного Метнер-фестиваля в Москве. Первый диск Державиной, «Гольдберг-вариации» И. С. Баха, был издан в 1996 г., за ним последовали двойной альбом с произведениями Николая Метнера, клавирные сонаты Йозефа Гайдна и его же клавирные концерты с камерным оркестром «Musica viva» под управлением Александра Рудина, русская камерная вокальная музыка с французской певицей Катрин Ник. По мнению рецензента,

сильные стороны Державиной — современность и новизна подхода, хотя, может, и со слишком выраженной наступательностью, интеллектуализм, наконец, высококлассное мастерство. Она настолько владеет инструментом, что способна в рамках одного выступления стилистически «развести» столь разных композиторов, а главное — с графической чёткостью выстроить такой колосс пианистической мысли, как соната Шуберта. Державина не входит в круг «раскручиваемых» молодых звёзд, однако тест на высоту мастерства проходит с наивысшей оценкой.


"Фортепианный вечер с Екатериной Державиной в программе мероприятий "Камерная музыка мастеров" стал звездным часом фортепианной музыки в до отказа заполненном театре братьев Буш в Дальбрухе. Пианистка постоянно открывала новые способы мышления и аспекты, буквально захватывающие дух вторгающимися проведениями голосов или полифоническими артикуляциями. С помощью сказочно контролируемой техники удался результат, захватывающе призрачный и музыкальный..." "Вестфелише Рундшау".


"С техникой никаких проблем: полная четкость линий и планов, мощь массы аккордов, насыщенная звучность вопреки несовершенному инструменту, короче - настоящая фортепианная музыка. И ни одной фальшивой ноты! На этой прочной основе зиждется сосредоточенность, музыкальность, экспрессия и чувство исполнительского мастерства, которые никогда не теряются. Присутствие музыканта ощущается в высшей степени в любую секунду: в прозрачном Гайдне, в Берге, чьей бесконечной трехстраничной репризе она придает легкость, в произведениях Скрябина, доведенных ею почти до совершенства..." "Ла Пресс", Монреаль, Канада.


"...Что же касается пианисток, то в Москве, например, есть одна совершенно феноменальная - Катя Державина. Что такое для меня "гениально"? Когда я не отдаю себе отчета, почему это захватывает, отключает от реального мира. Что для меня и составляет суть развлечения, или, если угодно, наркотика". Пианист Борис Березовский в интервью газете "Вечерний клуб", Москва.


"Существуют музыканты мирового масштаба, которые у всех на устах только в профессиональных кругах, поскольку они не часто появляются на мировых сценах. Одна из них - российская пианистка Екатерина Державина. Она впервые гастролировала в Штадтхалле по приглашению концертной дирекции Вилах и обеспечила слушателям великолепный вечер. Находясь вне рамок часто демонстрируемой, хорошо знакомой всем русской фортепианной школы с ее сильной, подчас лишенной тонкости фортепианной техникой, Державина - исполнительница, которая придает роялю необъятный спектр оттенков звучания: от сольного, через камерно-музыкальный, до оркестрового. Точное, острое звукоизвлечение, чрезвычайно чуткая педаль, легкое, парящее piano и доминирующее forte - все это были приемы, с помощью которых она так благозвучно исполнила "Арию..." с ее десятью вариациями. Кто до сих пор полагал, что здесь речь идет только об учебном материале, того она уличила во лжи. Она сыграла произведение на одной волне от первой и до последней ноты как большой эпический цикл". Westdeutsche Zeitung


В 1993—2006 гг. преподавала на кафедре специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2003 г. преподаёт в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства, одновременно с 2006 г. преподаватель факультета мировой музыкальной культуры Академии имени Маймонида.

Удостоена специальной премии "Солидарность" Союза журналистов России «За благородство и высоту поступка в искусстве, культуре и журналистике» в составе группы музыкантов — участников концертных программ «Памяти Анны Политковской» и «Памяти погибших журналистов».



Просмотров: 7871


<<< Гурари, Анна
Ересько, Виктор Кондратьевич >>>