Все музыканты // Давыдов, Степан Иванович
22 января 2011Оглавление:
1. Давыдов, Степан Иванович
2. Творчество
Степан Иванович Давыдов января 1777, Черниговское наместничество — 22 мая 1825, Санкт-Петербург) — русский композитор.
Биография
Пел в Императорской придворной капелле и обратил на себя внимание Екатерины II, которая направила его учиться к Джузеппе Сарти, бывшему при её дворе.
С осени 1814 года — в Москве, где работал учителем музыки в Конторе московского императорского театра и воспитал известнейших артистов — Н. Репину, П. Булахова, А. Бантышева. Впоследствии стал директором музыки Императорских театров в Москве.
Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы-зингшпиль Ф.Кауэра «Дева Дуная» по пьесе К.Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге, совместно с драматургом Н.С.Красновольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная, как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга, затем Москвы и других городов России. И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины 19 столетия. О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»:
-
- И запищит она
- Приди в чертог ко мне златой!..
- И запищит она
Многие музыкальные части из кауэровской оперы «Дева Дуная» нередко исполнялись отдельно, в частности, Л.Н.Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казенного поста, который занял К.Кавос, который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра – уже свое оригинальное произведение. Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора. Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом. Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804–1806 гг.. Окрыленный успехом Давыдов сочинил еще и четвертую оперу в продолжение к предыдущим, либретто написал А.А.Шаховской. Как и предыдущая, третья опера, четвертая тоже является совершенно оригинальным авторским трудом. Однако она была утеряна.
Просмотров: 8468
|