Все музыканты // Даргомыжский, Александр Сергеевич - Творчество
22 января 2011Оглавление:
1. Даргомыжский, Александр Сергеевич
2. Творчество
3. Сочинения
4. Дань памяти
В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей, она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды».
- Виктор Коршиков. Ст. А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ. «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ»:
ВСЯ ОПЕРА ИДЁТ ВОСЕМЬДЕСЯТ МИНУТ. Основное её достоинство новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». Этот стиль впоследствии развил М. П. Мусоргский. …
Без «Каменного гостя» нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры. Именно три оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и «Каменный гость» создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. «Сусанин» опера, где главным героем является народ, «Руслан» мифический, глубоко русский сюжет, и «Гость», в котором драма превосходствует над сладкой красотой звучания.
Другая опера Даргомыжского «Русалка» также стала значительным явлением в истории русской музыки это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.
Две оперы относительно раннего периода творчества Даргомыжского «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.
Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах испытывают влияние русского музыкального фольклора, наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.
Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро», «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия». Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.
В XX веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.
- Б. В. Асафьев. РУССКАЯ МУЗЫКА:
Даргомыжский весь в нестройности. Он предпочитает яркие характерные и подчёркнутые свойства. Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли. Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужды. Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония и горькая и шутливая его сфера…
…В плане обогащения и освежения музыкального языка и в создании своего рода музыкальной характерологии, Даргомыжский оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором, заставшим другую эпоху и инстинктивно её отразившим в своих изумительных романсах.
Просмотров: 10921
|