Все музыканты // Дамаев, Василий Петрович
22 января 2011Василий Петрович Дамаев апреля 1878, станица Отрадная, Краснодарский край 11 октября 1932, Москва) оперный певец.
Происходил из крестьянской среды. Окончив четыре класса станичной школы, был вынужден сам зарабатывать, мальчишкой стал работать пастухом. Музыкальность проявилось очень рано сам научился играть на скрипке и пел в церковном хоре, а в 16 лет в своей станице организовал казачий любительский духовный хор. А в 17 лет женился на соседской девочке, скоро появились дети, росло хозйяство..
Судьбу юного певца из честного церковного хора изменил случай: приехавший чиновник из Москвы услышал его и уговорил серьезно заняться музыкальным образованием.
В 1895 году Дамаев перебрался в Майкоп, но там учиться музыке не мог, а денег на профессиональное качественное образование не было. Молодого человека поддержал московский присяжный поверенный И. Л. Гар, и благодаря его помощи Дамаев сумел уехать в Москву, чтобы учиться. С 1903 года 25-летний кубанский казак начал заниматься у певицы В. П. Козловой, затем брал уроки пения у А. М. Успенского; Дамаев пел в церковном хоре, но этих денег на хватало, и музыкальные уроки оплачивал меценат К. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин, Кузнецов и Ко».
В 1904—1905 гг. студент Московского музыкально-драматического училища.
С 1906 г. выступал в благотворительных концертах с романсами и русскими народными песнями. Впоследствии немало концертировал и гастролировал с репертуаром, куда входили народные песни: в 1908—1910 концертировал в Орле, Рязани, Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове.
В 1906—1820 или 1924 артист Оперного театра Зимина, первые партии там готовил под руководством режиссёра П. С. Оленина и дирижёров Э. А. Купера и Е. Букке. Через много лет С. И. Зимин писал в мемуарах: «Дамаев обладал чудным по тембру голосом… и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере „Борис Годунов“ знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва. Как сейчас помню его пробу. Его привел известный тогда характерный тенор Большого театра Успенский, который считал его своим учеником. Помню, было много дел в театре. Я назначил ему пробу отдельно, после дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и буквально замучил певца, заставив спеть чуть ли не четыре пьесы… Я был в восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в кабинет и подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в Большой театр, но там, как всегда, пропустили талант мимо». В период сценической деятельности в Опере С. Зимина занимался вокалом с Ф. Канцель. Однако эти занятия неблагоприятно отразились на качестве его голоса. Кроме того, молодого неопытного певца перегружали работой, от этой перегрузки страдал его голосовой аппарат, что имело трагические последствия.
Одновременно В.Дамаев много концертировал и работал в нескольких частных антрепризах, с которыми гастролировал по России и за рубежом. Сам организовал оперную труппу в Нижнем Новгороде.
В 1909, 1911, 1913 принимал участие в «Русских сезонах» по приглашению С. Дягилева, который очень высоко ценил певца и называл его «русским Таманьо», там Дамаев в опере «Псковитянка» стал партнером Шаляпина, причем в первый раз приглашение от Дягилева последовало через месяц после того, как В. П. Дамаев впервые выступил на оперной сцене.
В 1911 году опубликовал мемуарную заметку «Как я сделался артистом» // Театр. 1911. № 979. С. 6—7.
Ежегодно устраивал концерты в московском Большом театре, готовил и проводил концерты старинной русской песни в различных организациях. После революции 1817 году продолжал ту же концертную деятельность, но уже для красноармейцев.
В 1921—1922 пел в опере «Наш театр».
В 1922—1924 в театре «Аквариум». В 1926 г. возглавлял труппу «Аквариума». Одновременно принимал участие в спектаклях национализированного бывшего частного театра С. И. Зимина «Свободной опере Зимина».
В 1928—1030 гг. художественный руководитель и солист передвижной Московской областной оперы, с которой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле.
В концертной деятельности пел п/у М. М. Ипполитова-Иванова, М. М. Купера, Э. А. Купера, И. О. Палицына, Е. Е. Плотникова, П. М. Славинского, Н. Черепнина.
Записывался на грампластинки на московских студиях: «Бека», 1905; «Граммофон», 1910—1914; «Музтрест», 1910—13; «Пате»/Pathé, 1911; «Лирофон».
В 1922 году вынужден был оставить сцену. Другие источники называют 1930 год.
В 1931—1932 работал в Государственном Центральном Театральном музее им. А. А. Бахрушина.
В. П. Дамаев похоронен на Преображенском кладбище.
Архивные материалы певца хранятся в ГЦММК, ф. 209, 100 ед. хр., 1895—1958.
На родине певца в кубанской станице Отрадной организован посвященный ему музей.
Сын: Дмитрий Васильевич Дамаев певец, солист Московского театра оперетты, затем Московской областной оперетты.
Дочь: Марина Васильевна Дамаева балерина московского Большого театра.
Творчество певца отмечали многие музыкальные деятели, А. В. Нежданова назвала В.Дамаева «блестящим русским певцом».
Пружанский А. М.: «Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью. Не владея профессиональным актерским мастерством, покорял слушателей искренностью и эмоциональностью исполнения».
Музыкальная энциклопедия: «Дамаев обладал голосом большой силы, ровным во всех регистрах, прекрасной дикцией. Его игра отличалась искренностью, ярким темпераментом. Особенно близки его исполнительскому стилю были партии в русских операх» .
Репертуар певца насчитывал свыше 50 партий.
- 31 августа 1908 «Борис Годунов» М. П. Мусоргского Самозванец
- 1909 «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера Вальтер Штольцинг
- 1909 «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 3-я ред. Михайло Туча
- «Жизнь за царя» М. И. Глинки Богдан Собинин
- «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова Гвидон
- 1911— «Долина» Э. д’Альбера Педро
- 1911 «Опричник» П. И. Чайковского Андрей Морозов
- 1912 «Тоска» Дж. Пуччини Каварадосси
- 1913 «Девушка с Запада» Дж. Пуччини Джонсон
- 23 мая 1913 «Хованщина» М. П. Мусоргского Андрей Хованский
- 18 июня 1913 .
- 1914 «Отелло» Дж. Верди Отелло
- 1915 «Руфь» М. Ипполитова-Иванова, постановка П. С. Оленина Рувим
- 1915 «Иоанн Лейденский» Дж. Мейербера Иоанн Лейденский
- «Богема» Дж. Пуччини Рудольф
- 1917 «Орестея» С. Танеева, постановка Ф. Ф. Комиссаржевского Орест
- «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского Торопка Голован
- «Садко» Н. А. Римского-Корсакова Садко
- «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова Левко
- «Гугеноты» Дж. Мейербера Рауль де Нанжи
- «Кармен» Ж. Бизе Хозе
- «Аида» Дж. Верди Радамес
- «Паяцы» Р. Леонкавалло Канио
- «Пиковая дама» П. И. Чайковского Герман
- «Юдифь» А. Серова Ахиор
- «Самсон и Далила» К. Сен-Санса Самсон
Просмотров: 7913
|