Все музыканты // Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
22 января 2011Оглавление:
1. Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
2. Черты личности
3. Музыкальное творчество
4. Отзывы о творчестве Чюрлёниса
5. Сочинения
Микалоюс Константинас Чюрлёнис сентября 1875, Варена 28 марта 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
Биография
Детство провёл в Друскениках, где его отец был органистом, сыном вольного литовского крестьянина. Мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье будущего художника звали «Кастукас».
Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунге, который, после ряда конфликтов, начал относиться к Кастукасу с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась его профессиональная музыкальная карьера.
Князь предложил Кастукасу поступить в Варшавский музыкальный институт и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Кастукас получил от князя в подарок пианино. Затем он написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Лейпциг, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории.
После смерти князя Кастукас остаётся без стипендии и покидает Лейпциг, а осенью 1902 г. едет в Варшаву. Здесь он учится живописи в рисовальной школе Я. Каузика и художественном училище у К. Стабровского в Варшаве. Его работы получают одобрение и ему предоставлена свобода в реализации своих замыслов.
Около 1904 г. он вступает в Варшаве в общество взаимопомощи и руководит хором. Впервые экспонирует свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставляются на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.
Первый публичный и подчёркнуто положительный отзыв о его работе «Покой» появился в газете «Биржевые ведомости». Успех был хорошо принят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он литовец, хотя не знающий литовского языка.
В январе 1907 года в Вильнюсе создаётся первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.
Его многократно растиражированный официальный, но искажающий его внешность портрет, на котором он выглядит много старше своих лет, сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки выставки литовского искусства весной 1908 г.
В 1908 живёт он в Вильнюсе, где руководит хором, часть времени проводит в родном доме в Друскининкае и Паланге.
Ещё в 1905 г. он начинает пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены насторожённо и с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку с детства в нём ежедневно звучала музыка.
Дзукия, где находится Друскининкай, почти не испытала классического средневековья и до XIV в была языческим регионом. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в населении были широко распространены суеверия. Охотно воспринимались рассказы очевидцев, видевших в топке локомотива на станции Поречье некрупного дьявола. Появившийся в Друскининкае в 1908 г. автобус внушал ужас и, завидя его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство.
В Вильнюсе Чюрлёнис знакомится с молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей повысить уровень литовской национальной культуры, ставшей после замужества в 1909 году Софией Кимантайте-Чюрлёнене.
Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского проходила выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чурлёнис вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чурлёниса.
Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении, как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных контактов со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводящей знакомые пейзажи. Подняться на более высокий культурный уровень они не желали, да и просто не были в состоянии. Помимо этого он испытывает нужду. Не хватало денег на краски, и он временами должен был собирать на полу их крошки.
В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписывал его со стремянки. Но его труд оказался непонятым, что стало серьезным ударом по психике автора.
К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в Пустельниковскую нервную больницу под Варшавой.
В марте 1911 сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскининкае, однако 10 апреля умер от внезапной простуды. Похоронен на кладбище Росса в Вильнюсе.
Адреса в Санкт-Петербурге
1908—1909 — Екатерингофский проспект, 65.
Просмотров: 10885
|