Все музыканты // Черепнин, Александр Николаевич - Творчество
22 января 2011Оглавление:
1. Черепнин, Александр Николаевич
2. Творчество
3. Наследие
На творчество Черепнина, активно использовавшего русский, грузинский, китайский музыкальный фольклор, оказали большое влияние Стравинский и Прокофьев. Ему принадлежат четыре оперы, пять балетов, «Грузинская рапсодия» для виолончели и оркестра, четыре симфонии, множество хоровых и камерных сочинений.
Теория
В основе оригинальной гармонии Черепнина лежит неомодальная ладовая концепция, которую композитор начал обдумывать ещё в 1910-е годы. Первым практическим воплощением этой концепции её автор считает «Романтическую сонатину», op. 4. Теоретически концепция была сформулирована в зрелые годы, в статье «Основные элементы моего музыкального языка».
В качестве модальной основы Черепнин выдвигает звукоряд из девяти неповторяющихся высот, т.е. эннеахорд, который представляет как наложение друг на друга трёх четырёхступенных большетерцовых звукорядов, названных автором «тетрахордами». Результирующие структурные разновидности 9-ступенных звукорядов Черепнин называет «первым ладом», «вторым ладом» и «третьим ладом». Нижний тон эннеахордов именуется «тоникой».
9-ступенный звукоряд далее трактуется как комплекс звуков, наподобие додекафонной серии, из которого в произвольном порядке берутся звуки для вертикальных и горизонтальных образований. Техника композиции такого рода называется Черепниным «интрапунктом».
Просмотров: 9218
|