Все музыканты // Чавес, Карлос

22 января 2011





Карлос Чавес. Фото Карла ван Вехтена

Карлос Чавес — мексиканский композитор, дирижёр и музыкальный педагог.

Дед Чавеса Хосе Мария Чавес был губернатором мексиканского штата Агуаскальентес, в котором значительную часть населения составляют индейцы. В местностях с большой долей индейского населения прошло и детство композитора. Отец Чавеса умер, когда ему было три года, мать, наполовину индеанка, была директором местной школы для девочек и сама воспитывала шестерых детей. Первые уроки музыки он получил у одного из своих старших братьев, в дальнейшем Чавес изучал фортепиано под руководством Асунсьон Парра, пианиста и композитора Мануэля Понсе и, наконец, в 1910—1915 гг. учился у Педро Луиса Огасона, известного как первый в Мексике исполнитель музыки Клода Дебюсси. Систематического образования в области композиции Чавес, таким образом, не получил.

В 1916 г. Чавес и его друзья основали посвящённый вопросам культуры журнал «Гладиос», с 1924 г. журналистская карьера Чавеса продолжилась в газете «Эль Универсаль». Одновременно он начал сочинять фортепианные пьесы и аранжировки народных песен, а уже к 1918 году закончил работу над симфонией. В 1921 г. Секстет для струнных и фортепиано Чавеса был исполнен и хорошо принят критикой, благодаря чему композитор получил государственный заказ на сочинение балета из истории ацтеков. Балет под названием «Новое пламя» был написан, но так и не поставлен, и лишь в 1928 г. его музыка была исполнена в концерте оркестром под управлением автора.

В 1922 г. Чавес женился на своей соученице, пианистке Отилии Ортис, и отправился в свадебное путешествие в Европу, проведя в Берлине, Вене и Париже период с октября 1922 по апрель 1923 года. Его Соната № 2 для фортепиано была принята для публикации в Берлине, а в Париже работу Чавеса одобрил и поддержал Поль Дюка. Вернувшись в Мексику, Чавес выступил пропагандистом и популяризатором новейшей музыки, организовав исполнение в своей стране произведений таких авторов, как Артюр Онеггер, Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Эрик Сати, Игорь Стравинский. Затем в 1926—1928 гг. Чавес жил в Нью-Йорке, представляя вместе с художником Руфино Тамайо новое мексиканское искусство; в этот период отношения тесного сотрудничества установились между Чавесом и Эдгаром Варезом. В 1928 г. Чавес, Варез и Генри Коуэлл основали Панамериканскую ассоциацию композиторов.

Вернувшись в Мексику, Чавес возглавил Национальную консерваторию Мексики, где среди его учеников в классе композиции оказались в дальнейшем Блас Галиндо, Сильвестре Ревуэльтас, Сальвадор Контрерас, Хосе Монкайо и другие ведущие фигуры мексиканской композиторской школы. Одновременно Чавес стал руководителем Мексиканского симфонического оркестра, во главе которого стоял в течение двух десятилетий. Во главе оркестра Чавес впервые в Мексике исполнил более 250 новых и классических сочинений, в том числе и русских авторов (Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Скрябина, Мосолова, Прокофьева, Шостаковича.

Середина 1930-х гг. стала для Чавеса переломным моментом: в силу своих левых политических симпатий он стал смещаться от чистого авангарда, нашедшего выражение в таких сочинениях, как «Энергия» для девяти инструментов и балет «Лошадиные силы», в сторону музыки, в наибольшей степени основанной на фольклорном материале. Наиболее известны и характерны Индейская симфония и пьеса «Хочипилли» для духовых и перкуссии, в которой используются ударные инструменты доколумбовой Америки; эта пьеса была написана для концертной программы выставки мексиканского искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1940 году. Здесь же Чавес дирижировал Симфоническим оркестром NBC.

С 1943 года Чавес вёл интенсивную лекторскую деятельность, а затем вплоть до 1952 г. возглавлял Национальный институт искусств. Последующие полтора десятилетия он посвятил преимущественно творчеству, создав, в частности, три последние симфонии — Четвёртую, Пятую и Шестую; в 1958—1959 гг. преподавал в Гарвардском университете. В конце 1960-х гг. Чавес ненадолго вернулся к административной и педагогической работе: он занимался составлением национальной программы музыкального образования, короткое время руководил Национальным симфоническим оркестром Мексики. Затем, однако, трения с коллегами привели к его отставке, и последнее десятилетие жизни Чавеса прошло в значительной степени в США. Последнее выступление Чавеса состоялось 8 мая 1978 года, когда он дирижировал премьерой своего Концерта для тромбона с оркестром в Вашингтоне.



Просмотров: 7617


<<< Шеринг, Генрик