Все музыканты // Can (группа)
24 февраля 2011Оглавление:
1. Can (группа)
2. Влияние
3. Состав
культовая экспериментальная рок-группа, основанная в 1968 году в Западной Германии. Один из наиболее влиятельных краутрок-коллективов, сочетавший элементы этнической музыки и минимализма.
Музыка Can строилась на свободной импровизации и обработке; этот принцип был обозначен басистом Хольгером Шукаем как «мгновенные композиции». Коммерческий успех группы был случайным. Однако, такие альбомы, как Tago Mago and Ege Bamyasi, оказали значительное влияние на авангард, эмбиент, нью-вэйв, экспериментальную, андерграудную и электронную музыку.
История
Ранние годы: 1968—1970
Группа Can сформировалась в 1968 году в Кёльне. В неё вошли бас-гитарист Хольгер Шукай, клавишник Ирмин Шмидт, гитарист Михаель Кароли, барабанщик Яки Либецайт, а также Дэвид Джонсон, американский композитор, флейтист и электронщик, который покинул группу в конце 1968 года после того, как стиль группы стал сдвигаться в направлении рок-музыки. До этого Шукай и Шмидт ориентировались преимущественно на классический авангард, Либецайт играл в различных джазовых коллективах. До названия CAN группа называлась Inner Space и The Can. Впоследствии Либецайт предложил бэкроним названия CAN как «Коммунизм, Анархизм, Нигилизм».
В июне 1968 года состоялась первая запись CAN, сделанная во время выступления на выставке современного искусства с приглашённым вокалистом и музыкантом Манни Лёэ и представлявшая собой сплошную импровизацию. Впоследствии этот альбом был выпущен под названием Prehistoric future. Осенью 1968 года в группу вошёл творческий, ритмичный, но непостоянный и конфликтный Малкольм Муни, скульптор из Нью-Йорка, с которым был записан материал для альбома Prepared to Meet Thy Pnoom. Этот первый альбом был отклонен звукозаписывающей компанией. Две композиции из Prepared to Meet Thy Pnoom вошли в альбом 1969 года, Monster Movie. Остальные композиции, записанные в то же время, были изданы лишь в 1981 году под названием Delay 1968. Причудливый речитатив Муни усиливал странность и гипнотизм музыки, созданной под влиянием гараж-рока, фанка и психоделик-рока. Основой в музыке Can была ритм-секция, особенно в двадцатиминутной композиции «Yoo Doo Right». Ведущим двигателем музыки был Либецайт, один из величайших рок-барабанщиков.
Вскоре Муни по совету психиатра был вынужден оставить группу и вернуться в Америку. На смену ему пришёл Кэндзи «Дамо» Судзуки, молодой японец, скитавшийся по Европе, выступая как уличный музыкант. Хольгер Шукай и Яки Либецайт заметили его выступление, когда сидели в мюнхенском кафе. Несмотря на то что Дамо знал лишь несколько гитарных аккордов и придумывал слова песен на ходу, он был приглашён в группу, и, приняв приглашение, в этот же вечер выступил как вокалист на концерте Can. Первый альбом с участием Судзуки Soundtracks, сборник записей к кинофильмам, в который вошли и две композиции, записанные с Малкольмом Муни. Судзуки пел преимущественно на английском языке, хотя периодически и на японском.
Классические годы: 1971—1973
За следующие несколько лет группа записала свои наиболее признанные работы, внёсшие значительный вклад в формирование жанра краутрок. В то время как песни на ранних альбомах Can имели традиционную структуру, стиль композиций, записанных в середине карьеры коллектива, стал крайне изменчиво-импровизационным. Двойной альбом Tago Mago инновационная, влиятельная и крайне нетрадиционная запись, основанная на очень ритмичной джазоподобной перкуссии, гитарной импровизации и клавишных соло, композиционной постобработке записанного материала и необычном вокале Судзуки.
За Tago Mago последовал альбом Ege Bamyasi, более доступная, но всё ещё авангардная запись, в которую вошли популярные «Vitamin C» и «Spoon». Следующий альбом Future Days, стал одной из ранних записей в стиле эмбиент, и, вероятно, наиболее оценён критикой. Вскоре после этой записи Судзуки женился, вступил в религиозное объединение «Свидетели Иеговы» и покинул Can. Вокал взяли на себя Кароли и Шмидт; однако, с уходом Судзуки, в записях Can стало меньше вокала, коллектив продолжал экспериментировать с эмбиентом.
Поздние годы: 1974—1979
Soon Over Babaluma продолжил эмбиентное звучание Future Days, вместе с тем вернув некоторые черты Tago Mago и Ege Bamyasi. В 1975 году Can стали сотрудничать с Virgin Records в Великобритании и EMI/Harvest в Германии. Альбомы Landed и Flow Motion обозначили движение Can в сторону более обычного стиля, с улучшением качества звукозаписывающей техники. Так, диско-сингл «I Want More» с альбома Flow Motion, написанный звукоинженером Can Петером Гилмором, стал единственным хитом группы за пределами Германии, занял #26 в британских чартах августа 1976, после чего Can были приглашены в Top of the Pops. В 1977 к Can присоединились бывший басист группы Traffic Роско Джи и перкуссионист Рибоп Кваку Баах, взявшие на себя вокал в Saw Delight, Out of Reach и Can. В этот период Шукай практически отошёл от деятельности в группе: фактически, он лишь производил звуки, используя коротковолновое радио, телеграфные ключи, магнитофоны и другие звуковые устройства. Он покинул Can в конце 1977 и не появлялся на альбомах Out of Reach и Can, хотя принял некоторое участие в издании последнего альбома. После этого в работе Can наступил перерыв, хотя музыканты продолжали сотрудничать в сольных проектах.
После распада и воссоединения: 1980 и далее
После распада, члены группы участвовали в различных музыкальных проектах, зачастую как сессионные музыканты в сотрудничестве с другими исполнителями. В 1986 году группа воссоединилась на короткое время, записав со своим первым вокалистом Малкольмом Муни альбом Rite Time. Ещё раз коллектив собирался в 1991 году для записи композиции к фильму Вима Вендерса Когда наступит конец света, после этого Can выпускали многочисленные сборники, концертные записи и семплы.
В 1999 году четыре основных члена Can, Кароли, Либецайт, Шмидт и Шукай, выступили на общем концерте, каждый со своим сольным проектом. Михаэль Кароли умер 17 ноября 2001 года после продолжительной борьбы с раком. В 2004 году группа начала серию переизданий альбомов в формате Super Audio CD, которая завершилась в 2006.
Хольгер Шукай записал несколько сольных альбомов в стиле эмбиент, сотрудничая с рядом музыкантов. Яки Либецайт работал как сессионный музыкант в множестве проектов, с группой Phantomband, ансамблем барабанщиков Drums of Chaos, и, в 2005 году, с Datenverarbeiter. Михаэль Кароли, наряду с активной сессионной деятельностью, записал сольный поп-альбом с вокалисткой Полли Элтес, а в 1999 году для серии концертных выступлений с Can организовал коллектив Sofortkontakt! с Марком Спайбеем, Александром Шонертом, Феликсом Гуттиересом и Манджао Фати. Ирмин Шмидт сотрудничал с барабанщиком Мартином Аткинсом, спродюсировав на его лейбле Invisible Records ремикс для индустриальной группы The Damage Manual, кавер Banging the Door для трибьют-альбома Public Image Ltd. Дамо Судзуки вернулся к музыкальной деятельности в 1983, и с тех пор выступает с импровизационными концертами по всему миру, сотрудничая с музыкантами и группами из разных стран и периодически выпуская концертные альбомы. Малкольм Муни, уехав из Германии в декабре 1969, продолжил занятия искусством, в 1998 году как певец сотрудничал с группой Tenth Planet. Роско Джи с 1995 года работает басистом в составе оркестра на Harald Schmidt’s TV show. Рибоп Кваку Баах умер в 1983 году от внутримозгового кровоизлияния.
Просмотров: 9268
|