Все музыканты // Бюлов, Ганс фон
23 января 2011Оглавление:
1. Бюлов, Ганс фон
2. Творчество
Барон Ганс Гвидо фон Бюлов, Дрезден ― 12 февраля 1894, Каир) ― немецкий дирижёр, пианист и композитор.
Биография
Учился игре на фортепиано с девяти лет у Фридриха Вика, затем у Макса Эбервайна, композицию осваивал под руководством Морица Гауптмана. В 1846―1848, находясь в Штутгарте, познакомился с Иоахимом Раффом и другими известными музыкантами. В 1849 Бюлов присутствовал на концерте, которым дирижировал Рихард Вагнер, а год спустя ― на веймарской премьере «Лоэнгрина» под управлением Листа. Эти события оказали на Бюлова большое впечатление, и он принял решение бросить начатую было юридическую карьеру и серьёзно заняться музыкой. Он консультировался с Листом и брал частные уроки у Вагнера, по рекомендации последнего продирижировал в Цюрихе оперой Доницетти «Дочь полка». Отсутствие должных навыков, однако, привело к скорой отставке Бюлова, и он стал дирижёром небольшого оперного театра в Санкт-Галлене, где дебютировал с оперой Вебера «Волшебный стрелок». Публика приняла Бюлова весьма хорошо, не в последнюю очередь благодаря тому, что он дирижировал на память, без партитуры.
В 1851 Бюлов становится учеником Ференца Листа в Веймаре, прекращая на время дирижёрскую карьеру. Он усердно совершенствует своё мастерство, начинает сочинять музыку и писать статьи. Лист называет Бюлова одним из величайших музыкальных феноменов, которые ему приходилось встречать. В 1855―1864 Бюлов преподаёт в Берлине, выступает как пианист, и вскоре получает место придворного капельмейстера в Мюнхене, где дирижирует премьерами опер Вагнера «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры». Именно Бюлов заложил основы современных традиций разучивания и постановки опер: индивидуальной подготовки певцов, прослушивания их по отдельности и в ансамблях, затем с фортепианным аккомпанементом, групповых репетиций оркестра, наконец, полных сценических «прогонов».
В 1869 году Бюлов покидает свой мюнхенский пост. Одной из причин стал разрыв с женой ― дочерью Листа Козимой, ушедшей к Вагнеру, другой ― проблемы при постановке «Золота Рейна», в которую постоянно вмешивался баварский король Людвиг II. Несмотря на натянутые отношения с Вагнером, Бюлов всегда уважал его как музыканта. С 1872 года Бюлов выступает как пианист, в частности в Британии и США, где дал 139 концертов, включая премьеру Первого фортепианного концерта Чайковского в Бостоне. Бюлов стал одним из первых западноевропейских музыкантов, пропагандировавших творчество русского композитора.
1878―1880 годы Бюлов проводит на должности придворного капельмейстера в Ганновере, но уходит с этого поста после ссоры с тенором Антоном Шоттом. В 1880―1885 он работает в Майнингене, где выводит местный оркестр на уровень одного из лучших в Германии. Близкий друг и почитатель творчества Брамса, Бюлов руководил первым исполнением его Четвёртой симфонии с этим оркестром. Бюлову принадлежит ряд реформаторских идей, в том числе введение в оркестр пятиструнных контрабасов и педальных литавр. Он был первым музыкантом, исполнявшим фортепианный концерт и одновременно дирижировавшим оркестром. В 1882 он женится на актрисе Марии Шанцер, которая впоследствии напишет его биографию и отредактирует переписку.
В последние годы жизни Бюлов много гастролирует, преподаёт в Консерватории Раффа в Гамбурге и Фортепианной школе Клиндворта в Берлине, выступает как приглашённый дирижёр. Начавшееся в начале 1890-х душевное расстройство вынуждает его поселиться в частном пансионе, а из-за проблем с физическим здоровьем он отправляется в Египет, где и умирает в 1894 году.
Просмотров: 8285
|