Все музыканты // Бортнянский, Дмитрий Степанович - Музыкальное наследие
22 января 2011Оглавление:
1. Бортнянский, Дмитрий Степанович
2. Музыкальное наследие
После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер италианских 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских 30, хоров российских и итальянских 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиан, арфы и прочих инструментов 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.
Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения оперные и инструментальные были забыты вскоре после его кончины.
О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:
Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии.
Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, однако безрезультатно.
О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.
Просмотров: 8881
|