Все музыканты // Блох, Эрнест
22 января 2011Эрнест Блох швейцарско-американский композитор еврейского происхождения.
С девятилетнего возраста играл на скрипке, позднее учился как скрипач в Брюссельской консерватории у Эжена Изаи, а также у Франца Шёрга. Затем в 1900—1901 гг. изучал композицию во франкфуртской Консерватории Хоха у Ивана Кнорра и Людвига Тюйе. Жил в Париже, затем в Женеве, в 1916 г. уехал в Соединённые Штаты Америки. С 1924 г. гражданин США. В 1920 г. стал первым руководителем новосозданного Кливлендского института музыки и руководил им до 1925 г., затем до 1930 г. возглавлял Консерваторию Сан-Франциско; преподавал также в других музыкальных учебных заведениях. Среди учеников Блоха, в частности, Джордж Антейл, Фредерик Джейкоби, Бернард Роджерс, Роджер Сешенс.
Среди ранних сочинений Блоха наибольшее внимание привлекла опера «Макбет», впервые поставленная в 1910 г. и не снискавшая особенного успеха у публики, но удостоившаяся восторженного отзыва Ромена Роллана. Музыка Блоха в это время отмечена влиянием Рихарда Штрауса и импрессионизма в лице, прежде всего, Дебюсси. Второй этап творчества Блоха начиная с «Трёх еврейских стихотворений», симфонии «Израиль» и особенно Еврейской рапсодии «Шеломо» для виолончели с оркестром характеризуется, прежде всего, обращением к еврейской теме и, в связи с этим, отчасти к еврейскому фольклорному музыкальному материалу. По поводу «Шеломо» самого, вероятно, известного произведения Блоха критик Гвидо Гатти замечает:
Виолончель, с её изрядной широтой фразировки, то мелодичной, местами доходящей до вершин лиризма, то декламирующей, с драматической игрой тени и света, являет собой воплощение Соломона во всей его славе. <...> Партия солиста, скорее вокальная, чем инструментальная, кажется музыкальным высказыванием, глубоко связанным с талмудической прозой.
Это же восприятие выражено и в посвящённом музыке Блоха стихотворении Сергея Круглова:
- … Твоё, Господи, Имя,
- Переложенное на голос струнных,
- Пылающий над хамитскими городами
- Мотив Сима,
- Твёрдый, как тысячелетнее вино, страстный
- Мужской зов виолончели…
В позднейшем творчестве особенно в Concerto grosso № 2 Блох отдал дань и увлечению неоклассицизмом, хотя позднеромантическая основа его произведений оставалась неизменной.
Из трёх детей Блоха старшая дочь, Сюзанна, стала музыкантом и музыкальным педагогом, а младшая, Люсьенна, известным фотографом.
Просмотров: 7722
|