Все музыканты // Блэйки, Арт
22 января 2011Артур Блэйки джазовый барабанщик, работал в стилях бибоп, хард-боп. Музыка основанного им ансамбля «Jazz Messengers» представляет собой особый стиль, имеющий много общего со стилями соул и фанк.
Биография
Карьеру музыканта начал в 15 лет в качестве пианиста, хотя обучался игре на фортепиано непрофессионально, чтобы содержать семью. Впоследствии перешёл на барабаны, так как владелец ночного бара, в котором играл Блэйки, взял на работу другого пианиста, а место ударника было вакантным. Инструментом овладел самостоятельно, под влиянием известного в 30-е годы ударника Чика Уэбба.
В 1939-м году был принят в оркестр Флетчера Хендерсона, где играл в стиле свинг. В составе этого оркестра был замечен пианисткой Мери Лу Уильямс, и в 1940-м году перешел в её ансамбль. В 1944-м году он уже возглавлял свою собственную группу в Бостоне, когда ему позвонил Билли Экстайн, и для Арта наступил, по его словам, самый важный этап в его музыкальном развитии трёхлетний период работы в биг-бэнде Экстайна. Этот феноменальный оркестр был первым из больших ансамблей, исполнявшим музыку в стиле бибоп, объединив выдающихся музыкантов. Блейки попал в число новаторов бибопа, таких как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Майлз Дэвис и другие.
Когда Экстайн распустил свой оркестр в 1947 году, Арт Блэйки организовал оркестр «Seventeen Messengers», позже называвшийся «Jazz Messengers» известнейший из его ансамблей, ставший историческим на долгое время. В это же время принимал участие в исторических записях на пластинку пианиста-композитора Телониуса Монка. Бытует мнение, что Блэйки был одним из немногих ударников, легко вживавшихся в музыку Монка, который стал для него не только коллегой, но и хорошим другом. Следующий год Блэйки провёл в Африке, где принял ислам и сменил имя на арабское Abdullah ibn Buhaina. Отсюда и пошло прозвище «Bu».
По возвращении в США записывался вместе с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом, Клиффордом Брауном и Хорасом Силвером. Сотрудничество с Силвером продлилось несколько лет и принесло большое развитие стилю фанки-джаз. Возрожденные с помощью Силвера «Jazz Messengers» стали хорошим плацдармом для молодых талантливых музыкантов того времени. У Арта Блэйки было хорошее чутьё на молодые таланты. Он находил новичков, помогал им расти и шлифовать мастерство, а когда они вырастали настолько, чтобы продолжить самостоятельную карьеру, он находил новых. За годы существования ансамбля в нем играли Ли Морган, Уэйн Шортер, Фредди Хаббард, Джонни Гриффин, Джеки МакЛин, Дональд Бёрд, Бобби Тиммонс, Седар Уолтон, Бенни Голсон, Джоан Брекин, Билли Харпер, Билл Пирс, Брэнфорд Марсалис, Уинтон Марсалис, Джеймс Уильямс, Кит Джарретт, Чак Манжони, Кёртис Фуллер, Хэнк Мобли, Джими Мерритт, Джон Гилмор, Вуди Шоу, Гэри Бартц, Джофф Кизер, трубач Валерий Пономарёв и многие другие.
Вплоть до старости Блэйки поддерживал напряжённый график гастролей «Jazz Messengers», а помимо этого принял участие в мировом турне «Giants of Jazz», а также часто выступал как солист на «Newport Jazz Festival» в Нью-Йорке, Бадди Ричем и Элвином Джонсом 1974 г).
Умер Блейки в госпитале св. Винсента в Нью-Йорке от рака легких.
Просмотров: 7668
|