Все музыканты // Бэйси, Каунт - Творчество
22 января 2011Оглавление:
1. Бэйси, Каунт
2. Творчество
3. Библиография
Мастер свинга
Ритм группа
Основой оркестра Каунта Бэйси была прекрасная ритм-группа, которая обеспечивала взаимодействие медных и язычковых духовых инструментов и создавала необходимый фон при исполнении соло. В эту прославленную оркестровую группу входоли такие мастера как Уолтер Пэйдж, Джо Джонс, Фредди Грин и сам Каунт Бэйси.
Введение ритм-гитары позволило изменить привычный стиль джазового сопровождения, сделав его более гибким и чутким по отношения к солистам оркестра и способствовало установлению фоур-бита в качестве нормы исполнения в джазе.
Особенно выделялась техника барабанщика Джо Джонса, заключающаяся в использовании тарелки «хай-хэт» для обеспечения основной метрической пульсации вместо большого барабана, позволивщая существенно смягчить тембр звучания ударных инструментов в биг бэнде.
Другим важным элементом в звучании ритм-группы была точная и надежная техника «шагающего баса», которая заменила фортепианный аккомпанемент левой руки и добавила «раскачки» оркестровому свингу.
О роли самого Каунта Бэйси в ритм группе Нэт Шапиро писал:
- «Фортепиано Бэйси по существу не может быть отделено от того живого пульса, который вырабатывает ритмическая группа его бэнда. Сама по себе его игра создает определённое настроение, а затем поддерживает и усиливает его. Но вместе с гитарой, басом и ударными его фортепиано становится неотъемлемой частью этой совершенной, мощной секции оркестра, которая увлекает и побуждает к драйву весь бэнд в целом. В этом смысле можно сказать, что оркестр Бэйси построен вокруг своей секции ритма секции с таким битом, который больше, вероятно, чем какой либо другой фактор повлиял ритмически как на большие, так и на малые оркестры за последние три десятилетия».
Ритм-группа оркестра Каунта Бейси часами репетировала отдельно от остальных музыкантов, добиваясь слаженности и четкости звучания. Впоследствии, её новациями пользовались многие джазовые составы.
Оркестровый стиль
Каунт Бэйси часто, ещё с конца 30-х годов, отдавал предпочтение легким и непринужденно развивающимся аранжировкам. Звучание оркестра всегда отличалось использованием риффовой техники, что было характерно для многих ансамблей Юго Запада США. Такой тип оркестрового аккомпанемента давал полную свободу выдающимся солистам оркестра Бэйси, таким как трубачи Харри Эдисон, Бак Клейтон, тромбонисты Бенни Мортон, Дикки Уэллс, саксофонисты Хершел Эванс и Лестер Янг. Совершенно разные манеры исполнения саксофонистов , Янга и Эванса, придавали звучанию оркестра особый размах, напряжение и драматизм. Все эти солисты ярко представлены в записях 1937—1941 годов на фирмах Decca и Vocalion, и ставших одними из самых лучших записей джаза.
Медные духовые инструменты в оркестре Каунта Бэйси всегда отличались особенным звучанием и были источником колоссального напряжения. Рассказывая о том, что, собственно, бэнд-лидер ожидал от своей медной группы, Бэйси объяснял:
- «Я хочу, чтобы эти четыре трубы и три тромбона жалили с настоящей силой и мужеством. Но я также хочу, чтобы это острое звучание было настолько же приятным и искусным, как если бы на их месте было всего три медных инструмента, которые я использовал в Канзас-сити. Я хочу сказать, что если у медных каждая нота не несет своего точного и определённого значения и они просто вопят и режут слух, то надо немедленно что-то изменить. Медь никогда не должна превращаться в самоцель».
В своих оркестрах 50-х 60-х годов Бэйси сохранял яркое свинговое звучание, при этом подбирая солистов с более современными взглядами на джаз. Среди музыкантов того периода особенно заметными были Тэд Джонс, Эдди «Локджо» Дэвис, Фрэнк Уэсс, Маршалл Ройял, и Фрэнк Фостер. Изменения в звучании оркестра были связаны, в первую очередь с именами сотрудничавщих с Бэйси аранжировщиков, таких как Бенни Картер, Куинси Джонс, Тэд Джонс и Нил Хевти.
Джорж Саймон в своей книги «Биг-бэнды» писал:
- «В течение десятков лет оркестр Каунта Бэйси был одним из самых восхитительных биг-бэндов. При этом стиль оркестра практически не менялся. А что такое „стиль Бэйси“? Это, прежде всего, сильное свинговое ансамблевое звучание, пересыпаемое многочисленными великолепными соло и, разумеется, легкими, заразительными фортепианными вставками лидера. Все годы оркестр Бэйси ухитрялся звучать свежо и современно. Вероятно, это происходило потому, что в нём всегда сохранялся исключительно здоровый дух. Музыканты играют то, что им нравится, а музыка оркестра способна удовлетворить вкусы самой широкой публики в отличие от многих коллективов, пытающихся делать более сложные вещи и затрудняющихся найти контакт с аудиторией».
Сольный стиль Бэйси
Творчество Бэйси также значительно, если его рассматривать как пианиста. Ранние записи свидетельствуют о его мастерстве в манере регтайма и страйд-пиано. Однако, к середине 30-х годов Каунт Бэйси выработал абсолютно индивидуальный, лаконичный, ориентированный на блюз стиль, с характерным использованием коротких мелодических фраз, нередко не более, чем клише, мастерски расставленных и сыгранных с остроумием и изобретательностью. Каунт Бэйси сознательно в своей игре придерживался минимализма, уклоняясь от популярных тогда фортепианных стилей и витееватой манерности, свойственной многим пианистам того времени. Главную свою задачу он видел в обеспечении свободы оркестровых импровизаций. Фортепиано Бэйси было энергетическим источником, откуда черпали мощь и поразительный драйв его оркестранты.
- «Каунт, вероятно, лучший пианист для „подталкивания“ оркестра и поддержки солистов, говорил гитарист Фредди Грин. Я имею в виду его манеру готовить почву для каждого солиста. Когда он заканчивает свое соло, то как бы открывает путь для вступления следующему солисту».
Фортепианный стиль Каунта Бэйси является одним из наиболее легко идентифицируемых звучаний в джазе.
Бэйси оказал большое влияние на пианистов 50-х гг. школы Западного побережья. Такие разные джазовые пианисты, как Эрролл Гарнер, Мари Лу Уильямс и Джон Льюис также признавали его влияние.
Избранная дискография
- 1929 Basie’s Basement
- 1932 Jive At Five
- 1936 Super Chief
- 1937 On The Upbeat
- 1938 Rock-A-Bye Basie, vol.2
- 1939 Blues By Basie
- 1946 Count Basie: The Orchestra And The Octet
- 1950 Count Basie At The Piano
- 1952 Count Basie And His Orchestra Collates
- 1953 Sixteen Men Swinging
- 1954 Basie Jazz
- 1955 Rock The Blues
- 1956 Count Basie in London
- 1956 Live in Basel
- 1956 The Count
- 1956 The Swinging Count
- 1956 The Band Of Distinction
- 1956 Basie Roars Again!
- 1956 Basie Rides Again!
- 1956 Basie Bash
- 1956 Switzerland 1956
- 1957 Count Basie At Newport
- 1957 The Atomic Mr.Basie
- 1958 Basie Plays Hefti
- 1959 One More Time
- 1959 Count Baisie In Kansas City. 1929-32
- 1961 The Count Basie Story
- 1963 On My Way And Shouting Again
- 1963 The Best Of Count Basie
- 1964 The World Of Count Basie. 3 LP
- 1988 The Essential Count Basie. Vol. 1-3
- 1992 The Best Of Count Basie. 1937-39
- 1994 The Complete Atomic Basie
- 1995 The Complete Roulette Studio Count Basie. 10 CD
- 1995 Big Band Basie
- 1995 Live In France
- 1996 It Had To Be You
- 1996 Swingin' Machine: Live
- 1996 Live At Manchester Craftsmen’s Guild
- 1996 Pop Classics
- 1996 One O’Clock Jump
- 1996 Unbeatable Basie Beat
- 1996 Jazz Hour With Count Basie, vol.2: Jumpin'
- 1996 Makin’Whoopee
- 1996 Count Basie/Sarah Vaughan
- 1997 Count Basie Live! 1938 At The Famous Door NYC
- 1997 At The Royal Roost NY 1948
- 1998 Count Basie Encounters Oscar Peterson
- 1998 Live At The Sands
- 1998 Paris Jazz Concert 1972
- 1999 Swing Shift
- 2000 Cafe Society Uptown 1941
- 2000 Live in Stockholm
- 2000 Count On The Coast, vol.3
- 2000 Count Basie Live
- 2001 At Birdland Summer 1952
- 2001 Olympia: Live 5-62
- 2001 Palais De Chaillot 3-29-60: Live
- 2001 Swingin’At The Chatterbox: 1937
- 2001 Breakfast Dance And Barbecue
Избранные DVD
- Count Basie «The Kansas City Suite»
- Count Basie «Live 1962»
- Count Basie «Sound of Swing»
- Count Basie «Live in Europe & Jo Jones»
- Count Basie «Swing Era Masters»
- Count Basie «In Montreal 1988»
- Count Basie "At Carnegie Hall "
- Count Basie «Jam '75»
Просмотров: 9491
|