Все музыканты // Беше, Сидней - Творчество

23 января 2011


Оглавление:
1. Беше, Сидней
2. Творчество
3. Библиография



Первопроходец джаза

Солирует Сидней Беше

Сидней Беше был одним из пионеров новоорлеанского джаза. Его творчество способствовало выведению этой музыки в годы первой мировой войны за границы Нового Орлеана и обеспечило ей широкую популярность. Являясь одним из лучших джазовых музыкантов послевоенного периода, Беше оказал большое влияние на других музыкантов, и сегодня считается величайшим мастером игры на сопрано-саксофоне и кларнете. Из-за того, что Сидней Беше много времени провел в путешествиях, в том числе в Европе, он не пользовался широкой известностью у публики Соединенных Штатов, хотя мог бы достичь её, если бы больше работал в танцевальной музыке, возглавив какой-нибудь оркестр. Кроме того, у Сиднея Беше был колючий и неуживчивый характер. Он был не чужд звездного самолюбования, к тому же Беше не всегда владел своими страстями — его высылали из Франции и Англии за драки, а однажды был вынужден провести почти год в одной из парижских тюрем. Темперамент не позволял Сиднею Беше идти на компромиссы, как это делали другие и что давало возможность добиться большего успеха и популярности. Но именно эта неистовость является одной из важнейших характеристик его игры, которая всегда была очень эмоциональной, от безудержного буйства в Sweetie Dear до задумчивой печали в Blue Horizon. Сидней Беше достиг такого высокого уровня владения сопрано-саксофоном, что мало кто из музыкантов решался состязаться с ним в мастерстве, и до конца жизни, Беше как сопранист, оставался вне конкуренции.

Как и большинство новоорлеанских первопроходцев джаза, Сидней Беше часто готовил свои музыкальные фигуры заранее и, начав играть, редко менял в них что-либо, но его музыка, тем не менее, была проникнута чувством, наполнена движением и свингом. В быстрых темпах звук его сопрано-саксофона стремительно врывался в оркестровую мелодию, в медленных темпах его игра струилась в восходящих и нисходящих арпеджио во всем диапазоне инструмента. Из-за того, что Беше по натуре был одиночкой, его влияние на джазменов не было прямым, проводниками его идей были Дюк Эллингтон, Джонни Ходжес и кларнетист Бастер Бэйли, а также поколение более молодых исполнителей традиционного джаза, в том числе Боб Уилбер и Кенни Давен, причастных к возрождению и распространению новоорлеанского стиля в США и Европе.

Будучи «звездой» первой величины в американском джазе 20-х годов, Сидней Беше в 1924 году был признан лучшим исполнителем на духовых инструментах. Благодаря огромной творческой активности, смелым новаторским идеям занимал в 20-е годы ведущее место в авангарде джаза наряду с Джелли Роллом Мортоном, Кингом Оливером, Луисом Армстронгом и Дюком Эллингтоном. Однако, несмотря на это, Беше оказался изгоем в США, где в то время цветному джазмену не дано было вырваться за пределы ресторана, дансинга или негритянского ревю. Настоящее понимание своей музыки нашел лишь в Европе.

Беше также занимал особое положение среди инициаторов и лидеров движения возрождения традиционного джаза в 1940-е. В отличие от других ветеранов джаза почти не прекращал музыкальной деятельности и не утратил высокого профессионализма, став для всех эталоном мастерства и аутентичности стиля. Сидней Беше никогда не изменял своим джазовым идеалам даже в периоды работы с коммерческими оркестрами, проявляя высокую требовательность к себе и к окружающим музыкантам.

Дюк Эллингтон, беспредельно любивший Беше, считал его самым уникальным человеком в джазе. Эллингтон говорил:

  • «Беше-наше начало... Его вещи-сама душа, в них все самое сокровенное. Беше для меня символ джаза... Все, что он играл, было неповторимо. Это великий человек, и никто не мог играть, как он».

Поэт Жан Кокто адресовал Сиднею Беше следующие слова:

  • «Его музыка не была бездумной болтовней. Она говорила. И речь эта всегда была трогательной и могучей. Она шла от сердца».

Известный российский джазовый критик Алексей Баташев писал в рецензии к пластинке Сиднея Беше:

  • «Сидней Беше первым ввел в джаз сопрано-саксофон и остался одним из ярчайших мастеров игры на этом инструменте. Его горячее вибрато и мелодическое обаяние узнаются сразу, что бы он не играл — модный боевик в сопровождении роскошного оркестра или добрый старый блюз в своей компании».

Значительное собрание материалов, относящихся к жизни и творчеству Сиднея Беше, сегодня находится в библиотеке Arkansas Arts Center города Литл-Рок.

Избранная дискография

  • 1923 — Unique Sidney
  • 1923 — In New York
  • 1937 — Jazz From California
  • 1938 — Superb Sidney
  • 1939 — Summertime
  • 1940 — Double Dixie
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.1
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.2
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.3
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.4
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.5
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.6
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.7
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.8
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.9
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.10
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.11
  • 1945 — Jazz Nocturne, vol.12
  • 1945 — Bechet, Bunk and Boston
  • 1945 — Bunk & Bechet in Boston
  • 1945 — Masters Of Jazz, vol.4
  • 1946 — Sidney Bechet Sessions
  • 1947 — Wingy Manone and Sidney Bechet: Together At …
  • 1949 — Sidney Bechet with Wild Bill Davison
  • 1949 — In The Groove
  • 1950 — Bechet In Philadelphia, vol.2
  • 1950 — Sidney Bechet’s Blue Note Jazzmen
  • 1951 — His Way
  • 1951 — The Fabulous Sidney Bechet
  • 1951 — The Fabulous Sidney Bechet and His Hot Six
  • 1951 — Days Beyond Recall
  • 1951 — Sidney Bechet, vol.1
  • 1951 — Sidney Bechet, vol.2
  • 1952 — Salle Pleyel: 31 January 52
  • 1952 — Jazz Festival Concert Paris 1952
  • 1952 — Wally Bishop’s Orchestra
  • 1952 — Sidney Bechet
  • 1952 — Sidney Bechet Solos
  • 1952 — New Orleans Style, Old and New
  • 1952 — Immortal Performances
  • 1953 — Sidney Bechet in Paris, vol.1
  • 1953 — Jazz At Storyville
  • 1953 — Dixie By The Fabulous Sidney Bechet
  • 1954 — In Concert
  • 1954 — Olympia Concert, Paris
  • 1954 — Sidney Bechet At Storyville, vol.1
  • 1954 — Sidney Bechet At Storyville, vol.2
  • 1954 — New Orleans Feetwarmers
  • 1955 — Olympia Concert, October 19, 1955
  • 1955 — High Society
  • 1955 — King of the Soprano Saxophone
  • 1955 — Sidney Bechet At Storyville
  • 1955 — La Nuit Est Une Sorciere
  • 1955 — Jazz A La Creole
  • 1955 — Olympia Concert
  • 1956 — Back to Memphis
  • 1956 — With Sammy’s Price’s Blusicians
  • 1956 — Sidney Bechet Duets
  • 1956 — Creole Reeds
  • 1956 — Grand Master Of The Soprano Sax And Clarinet
  • 1957 — When a Soprano Meets a Piano
  • 1957 — Paris Jazz Concert
  • 1957 — Young Ideas
  • 1958 — Ammy Price and Sidney Bechet in Paris
  • 1958 — Parisian Encounter
  • 1958 — Brussels Fair’58
  • 1960 — In Memoriam
  • 1961 — Bechet
  • 1963 — The Immortal Sidney Bechet
  • 1965 — Bechet Of New Orleans
  • 1967 — The Blue Bechet
  • 1981 — Sidney Bechet And His New Orleans Feetwormers. Vol. 1-3. 1940-41
  • 1983 — The Complete Sidney Bechet
  • 1983 — Louis Armstrong & Sidney Bechet. 1924-25
  • 1991 — Sidney Bechet
  • 1994 — Bechet in Philadelphia
  • 1995 — Young Bechet
  • 1995 — Blues in Thirds
  • 1995 — Quintet & Septet
  • 1995 — Jam Session
  • 1996 — Together Town Hall 1947
  • 1996 — Weary Blues
  • 1998 — Runnin’Wild
  • 2000 — Immortal Concert: Salle Pleyel, Paris…
  • 2001 — Et Claude Luter
  • 2002 — And Friends
  • 2003 — Giant of Jazz, vol.1


Просмотров: 9136


<<< Шнабель, Хелен
Каплан, Ори >>>