Все музыканты // Берман, Генрих Йозеф
22 января 2011Генрих Йозеф Берман немецкий кларнетист-виртуоз и композитор, первый исполнитель кларнетных сочинений Карла Марии фон Вебера.
Родился в семье военного. Музыке обучался в Потсдамской военно-музыкальной школе как гобоист; его старший брат, Карл, учился там же игре на фаготе. В возрасте 14 лет Берман был принят в прусскую армию, к этому же времени относятся его первые уроки игры на кларнете под руководством Йозефа Беера. В дальнейшем, при поддержке принца Луи Фердинанда, он совершенствовался у Франца Тауша. Берман принимал участие в битвах при Заальфельде и при Йене, был пленён, но сумел бежать. Оказавшись в Мюнхене, Берман стал кларнетистом при баварском дворе и служил там вплоть до своей отставки в 1834 году.
Первые заграничные гастроли Бермана ― в Швейцарии и Франции ― состоялись в 1808 году. В 1811 Берман знакомится с Вебером, приехавшим в Мюнхен. Успех первого кларнетного сочинения Вебера ― Концертино Es-dur, впервые исполненного Берманом 5 апреля ― вдохновил композитора на написание в том же году ещё двух концертов для этого инструмента. Зимой 1811―1812 Берман и Вебер вместе дали несколько концертов в Берлине. Выступления Бермана с шумным успехом проходили также в Вене, Праге, Париже, Лондоне, Санкт-Петербурге.
За выразительность звучания, мягкий, лирический тембр инструмента Бермана называли «Рубини кларнета». Вебер приписывал успех своих кларнетных сочинений именно исполнительскому мастерству Бермана. Для Бермана также сочиняли Джакомо Мейербер и Феликс Мендельсон. Собственные сочинения Бермана включают в себя квартеты, квинтеты, концертино и другие сочинения для кларнета и с его участием, в том числе Адажио Des-dur для кларнета и струнных, долгое время приписывавшееся Рихарду Вагнеру. В 2001 году несколько произведений Бермана для кларнета с оркестром были записаны известным кларнетистом Дитером Клёкером.
Берман играл на кларнете с десятью клапанами, сконструированном фирмой Гризлинг и Шлотт. Это позволяло ему с большей лёгкостью исполнять сложные пассажи и хроматические ходы, чем на традиционных для того времени инструментах с пятью клапанами.
Просмотров: 7671
|