Все музыканты // Берлиоз, Гектор - Адреса в Санкт-Петербурге
22 января 2011Оглавление:
1. Берлиоз, Гектор
2. Адреса в Санкт-Петербурге
3. Основные произведения
1867—1868 годы Михайловский дворец Инженерная улица, 4.
Творчество
Берлиоз яркий представитель романтизма в музыке, творец романтической программной симфонии. Его искусство во многом сродни творчеству В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.
В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» и «Траурно-триумфальная симфония».
Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии». Это известное произведение Берлиоза первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения. Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.
Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни». Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии», увертюра «Корсар»; У. Шекспира увертюра «Король Лир», драматическая симфония «Ромео и Джульетта», комическая опера «Беатриче и Бенедикт»; Гёте драматическая легенда «Осуждение Фауста». Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини»; 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал»; романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях издано в Лейпциге. В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа», оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию.
Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония «Гарольд в Италии», «Реквием», опера «Бенвенуто Челлини», симфония-кантата «Ромео и Джульетта», «Погребальная и торжественная симфония», драматическая легенда «Осуждение Фауста», оратория «Детство Христа», «Те Deum» для двух хоров, комическая опера «Беатриче и Бенедикт» и опера «Троянцы».
Текст к последним двум операм, равно как и к «Фаусту», к «Детству Христа» и к др. произведениям, был сочинен самим Берлиозом.
Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдаются: «Voyage musical en Allemagne et en Italie», «Les Soirées de l’orchestre», «Les grotesques de la musique», «A travers chant», «Traité d’instrumentation».
Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 г. посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.
Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Берлиоза появились незадолго перед тем написанные им «Mémoires», «Correspondance inedite 1810—1868».
Берлиоз был выдающимся дирижёром. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.
Просмотров: 9658
|