Все музыканты // Бём, Теобальд

23 января 2011


Оглавление:
1. Бём, Теобальд
2. Флейта системы Бёма в России XIX века
3. Сочинения



Теобальд Бём — немецкий инструментальный мастер, флейтист и композитор, создатель современной поперечной флейты.

Биография

Начал заниматься музыкой на флажолете, а в возрасте 14 лет, научившись у отца-ювелира кропотливой работе с мелкими деталями и металлом, сам сделал свою первую флейту и научился на ней играть. Два года учился у соседа флейтиста, солиста Мюнхенской придворной оперы Иоганна Капеллера. В восемнадцать начал играть в оркестре, а к 22-м стал первой флейтой в Королевском оперном театре в Мюнхене. Одновременно с работой в оркестре экспериментировал с различными конструкциями флейты, пробовал разнообразные материалы от разных пород дерева до сплавов серебра, золота и никеля, располагал по-разному пальцевые отверстия.

С 1816 по 1818 г. гастролировал по Швейцарии, а также в Страсбурге. В 1822 было издано его первое произведение. Продолжая гастролировать в Германии, Австрии, Швейцарии, Бём приобрёл известность и начал неплохо зарабатывать, но всё же не достаточно для того, чтобы прокормить свою растущую семью. В 1831 году во время поездки в Лондон познакомился с известным английским флейтистом Чарльзом Никольсоном, его крупный звук вдохновил Бёма на множество акустических экспериментов над инструментом.

После своего возвращения в 1832, сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель уже обладала механикой Бёма, но всё ещё имела обратноконическую форму, как и другие флейты того времени. На следующий год Бём снова концертировал по Европе, и добился признания своего нового инструмента во Франции и Англии.

Изучал акустику в Мюнхенском университете. Со своим другом профессором физики Карлом Эмилем фон Шафхойтлем разработал и запантентировал новый метод плавки железной руды, а в последующие годы стал автором ещё нескольких изобретений в этой области.

В 1834 году совершил очередную поездку во Францию, где в противовес Германии, его новая конструкция инструмента приобрела гораздо большую распространённость. Одновременно продолжал дальнейшие эксперименты по улучшению конструкции флейты, что в 1847 году привело к изобретению цилиндрического строения флейты, которое используются и по сей день.

В 1847 году запатентовал систему расположения клапанов, а в 1851 году представил флейту Бёма на выставке в Лондоне. Бём продал лицензии на изготовление своего нового инструмента крупным европейским флейтовым мастерам - англ. Rudal, Carte and Rose в Англии, Годфруа Эне и Луи Лоту во Франции, и другим - таким образом новый инструмент начал завоёвывать Европу. С тех пор конструкция флейты мало изменилась, а кларнет системы Бёма и саксофон также в основном используют эту же систему.

В 1860 году, уже в преклонном возрасте, разработал новый инструмент - альтовую флейту с механикой системы Бёма. В 1871 году Бём опубликовал итоговый труд «Флейта и игра на флейте» — исследование акустических, технических и художественных аспектов флейты Бёма.



Просмотров: 9202


<<<