Все музыканты // Барток, Бела
23 января 2011Оглавление:
1. Барток, Бела
2. Признание
Бела Виктор Янош Барток венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке.
Жизнь и творчество
Родился в банатском селе Надьсентмиклош, в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя и учительницы. Барток в детстве рос в атмосфере, насыщенной музыкой, слушал концерты оркестра отца и исполнения матери-пианистки. Уже в четыре года Барток знал множество народных песен и наигрывал их мелодии одним пальцем; а в пять лет получил первый урок игры на фортепиано от матери, а уже через месяц они вместе играли в четыре руки пьесу, приготовленную ими ко дню рождения отца.
Детство Бартока было омрачено болезнями, а затем и смертью отца в 1888 году. После смерти отца семья переселяется в Надьсёллёш. Там мать, Паула Барток, получает место учителя в начальной школе.
1 марта 1892 года состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21 Бетховена, и фортепианную пьесу Течение Дуная, написанную самим Бартоком. Успех концерта имел важное последствие: директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Братиславу, где юный Барток получил возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля, сына Ференца Эркеля. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу города Банска-Быстрица.
В январе 1899 года Бартока прослушал в Будапеште профессор Иштван Томан, ученик Листа, в результате чего осенью Барток поступает без экзаменов в столичную музыкальную академию. В академии его преподавателями были Ганс Кёслер и Иштван Томан. В академии Барток сразу обратил на себя внимание как одарённый молодой музыкант. Особенно он преуспел в фортепианной игре.
С 1907 года профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора, вместе с Золтаном Кодаем собрал свыше 30 000 песен. В 1936 записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун. В 1940 эмигрировал в Нью-Йорк. Скончался от лейкоза. Недописанные им финал 3-го фортепианного концерта и Концерта для альта с оркестром завершил Тибор Шерли.
Соединяя фольклорный мелос с приёмами музыкального авангарда, стал одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов в музыке XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода, балеты Чудесный мандарин, Деревянный принц, Концерт для оркестра, Музыка для струнных, перкуссии и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюиты На вольном воздухе и Микрокосмос и другие сочинения.
Просмотров: 8522
|