Все музыканты // Баринова, Галина Всеволодовна

23 января 2011





Биография

Родилась в семье скульптора, получившего дворянство за творческие заслуги. Отец, Всеволод Гаврилович Гамалея, принадлежал к древнему роду, ведущему начало от князя Гедимина. По словам Галины Всеволодовны, в семье ходила легенда, что один из Гамалеев путешествовал с Паганини, был «кем-то вроде секретаря». Всеволод Гаврилович, окончивший Училище Правоведения, был музыкантом-любителем и учеником своей жены — Марии Николаевны Бариновой, профессора Петербургской консерватории, пианистки, композитора, ученицы И. Гофмана, Ф. Бузони и Н. Римского-Корсакова. Неудивительно, что их дочь связала свою жизнь с музыкой.

Начав в четыре с половиной года учиться игре, она занималась у известнейших скрипачей: П. Коханьского, И. Ахрона, В. Заветновского, а в десять лет дала первый сольный концерт.

«Критерий творчества — профессионализм», — таков был первейший постулат в семье. Когда стало ясно, что нужно учиться всерьёз, без колебаний обратились к Карлу Флешу, тогдашней первой величине в скрипичном мире. Но Флеш жил в то время в Америке. Отпустить 14-летнюю девочку за океан не решились. Значит, в Париж, к Жаку Тибо. «Хорошо, что я тогда уже знала языки, поэтому чувствовала себя свободно», — говорила Галина Баринова. В Париже она проучилась год, стала любимой ученицей маэстро.

«Ma petite Jeanne» — моё имя в действительности ведь не Галина — Ганна.

После стажировки у Жака Тибо она вернулась в Ленинград, где продолжила образование в области теории и композиции, и в 1927 экстерном закончила Ленинградскую консерваторию. Блистательным выступлением выпускница обратила на себя внимание.

«У юной скрипачки Галины Бариновой все данные для хорошей артистической карьеры: незаурядная техника, легкость штрихов, певучий закругленный тон, вдумчивая трактовка. Её игра согрета, хоть не оформившимся ещё, но искренним художественным темпераментом.

Однако «хорошая артистическая карьера» сложилась не сразу. Будучи ещё с 1925 года солисткой Ленинградской филармонии, она играла и в заводских клубах, и в кинотеатрах.

С 1934 года Баринова связывает свою деятельность с Москвой, становится солисткой Московской филармонии и Всесоюзного радио. В 1937 году она завоевала 3 премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

Во время Великой Отечественной Войны Галина Всеволодовна много выступала в действующей армии, в блокадном Ленинграде, участвовала в концертах, проходивших во время Тегеранской и Потсдамской конференций. Но особенно интенсивно развернулась концертная деятельность скрипачки в послевоенные годы: многочисленные гастроли по СССР и в странах Европы и Азии с лучшими оркестрами и всемирно известными дирижерами, в ансамбле с самыми выдающимися исполнителями. Её удивительно разнообразный репертуар охватывал более 300 сочинений. Выступления проходили с огромным успехом и восторженно принимались и соотечественниками и слушателями за рубежом.

«Концерты Галины Бариновой всегда были интересным событием. Я ходил на эти концерты, и до сих пор у меня в памяти сохранилось ощущение значительности происходившего в Большом зале консерватории. Из большого числа произведений, исполняемых Галиной Бариновой в те годы, я бы в первую очередь назвал концерты Глазунова и Сибелиуса, которые тогда играли не так уж часто. И сегодня живо впечатление от исполнения Галины Бариновой труднейшей до-мажорной сонаты Баха для скрипки соло, это было действительно выдающееся достижение».

Г. В. Баринова — автор транскрипций и редактор сочинений для скрипки, член жюри нескольких международных конкурсов скрипачей, в том числе им. П. И. Чайковского в Москве, имени И. С. Баха в Лейпциге, имени Н. Паганини в Генуе. Она — лауреат Сталинской премии второй степени, кавалер Большой серебряной медали Фонда Э. Изаи.

С 1950-х годов Баринова преподаёт в Московской консерватории и ЦМШ. Как говорит сама скрипачка: «У меня была цель — играть хорошую музыку, на хорошем инструменте, с хорошим оркестром, в хорошем зале, для хорошей публики… Если вы имеете эту цель, вам нужно прежде всего самому хорошо играть, значит, вы будете заниматься изо всех сил. Равнодушно я играть не могу!».

Известно, что концерт Г. Бариновой, проходивший в 1935 году в Воронеже, вдохновил Осипа Мандельштама на создание стихотворения: «За Паганини длиннополым…».



Просмотров: 7968


<<< Адельханов, Владислав Александрович
Безуглов, Олег Вячеславович >>>