Все музыканты // Банщиков, Геннадий Иванович
22 января 2011Оглавление:
1. Банщиков, Геннадий Иванович
2. Основные сочинения
Биография
Учился в Московской консерватории по классу композиции Сергея Баласаняна, затем ― в Ленинградской консерватории у Бориса Арапова, под руководством которого также проходил аспирантуру в 1966―1969. В 1967 году Банщиков был принят в Союз композиторов СССР. С 1974 он преподаёт в Ленинградской консерватории.
Творчество
Творческий путь Г. Банщикова начинался в 1960-е годы. Уже тогда, в годы обучения в консерватории и в аспирантуре Банщиков написал целый ряд ярких и зрелых сочинений. Его композиторский стиль формировался на пересечении тенденций, идущих от русской классической школы в преломлении Шостаковича, и сильного влияния позднего австро-немецкого романтизма и нововенской школы.. Немаловажное влияние на его творчество оказала музыка Рихарда Штрауса. Своё отношение к этому композитору Банщиков выразил в посвящении памяти Р. Штрауса своей оперы «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», а также посвящением концерта для камерного оркестра "Телефонная книга" и цитатой в Трио-сонате. Стиль Банщикова сочетает техническое мастерство, профессионализм, академическую сдержанность, характерные для ленинградской-петербургской композиторской школы, с импульсивностью и эмоциональным накалом. Не отказываясь от современных приёмов композиции, Банщиков, тем не менее, не допускает излишней модернизации своего музыкального языка. Такие сочинения, как опера-пародия «Любовь и Силин» по Козьме Пруткову, «Опера о том...» по Н. Гоголю, «Горе от ума» по А. Грибоедову и др., выявляют присущие композитору чувство юмора, остроумие, иронию. Банщиков обладает своей ярко выраженной композиторской индивидуальностью. В его творчестве заметно преобладание трагически окрашенных эмоций, особая напряженность интонационной и ритмической сферы, жесткость гармонического строя, но при этом его музыке свойственна особая лиричность и камерность высказывания. Это всегда высказывание от первого лица, выражение субъективного, почти всегда трагического мироощущения. Учебник "Законы функциональной инструментовки", в котором нашёл отражение многолетний опыт преподавательской и творческой деятельности композитора, выявляет общие закономерности, лежащие в основе классической инструментовки.
Просмотров: 8798
|