Все музыканты // Бадалбейли, Афрасияб Бадалбек оглы - Творчество
22 января 2011Оглавление:
1. Бадалбейли, Афрасияб Бадалбек оглы
2. Биография
3. Творчество
4. Вклад в культуру
5. Память
С сочинённым Афрасиябом Бадалбейли музыкальным сопровождением в Азербайджанском драматическом театре шли такие пьесы как «Невеста огня», «Севиль», «Алмас», «В 1905 году», «Яшар», «Сиявуш», «Гаджи Гара», «Фархад и Ширин». Знатоки того времени отмечали, что «музыка молодого композитора обогащает театральное действие в эмоциональном плане и как нельзя лучше воплощает замысел драматурга автора пьесы». Написал оперы: «Гнев народный», «Низами», «Ивы не заплачут»; балеты «Девичья башня», детский балет «Тэрлан»; для оpкестра симфоническая поэма «За власть Советов», «Миниатюры», 2 марша; для оpкестра народных инструментов симфониетта; для голоса с фортепиано 3 песни; более 60 музык к спектаклям.
Известны также следующие его литературные сочинения: «Беседа о музыке». Баку, 1953; «Курбан Примов». Баку, 1956; «Словарь музыкальных терминов». Баку, 1956; «Азербайджанский гос. ордена Ленина театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова». М., 1959; «Толковый монографический музыкальный словарь». Баку, 1969.
Балет «Девичья башня»
После возвращения из Ленинграда в Баку супруги, Афрасияб Бадалбейли и Гамэр Алмасзаде решили создать первый азербайджанский классический балет. В Баку в то время уже работала профессиональная балетная труппа, освоившая репертуар мирового уровня. Идею создания первого национального хореографического произведения поддержали и достойные солисты и кордебалет.
Балет был создан по мотивам сюжета древней легенды о Девичьей башне. Для создания музыки к балету Афрасияб Бадалбейли изучал множество народных танцев и обрядовых приёмов. В балете он использовал мугамы «Мансуриййе» и «Эйраты». Сам автор так говорил о замысле и критериях выбора материала для балета:
В работе над первым азербайджанским национальным балетом я ставил задачу написать музыкально-хореографический роман, пересказывающий средствами современного нам музыкального языка бессмертную народную легенду о борьбе против тирана, о борьбе за свободу и счастье.
Узеир бек Гаджибеков, который высоко ценил творчество Афрасияба Бадалбейли писал о балете „Девичья башня“:
Бадалбейли в своем балете свободно развил композиторскую мысль и в то же время любовно и бережно использовал красоты народных мелодий. Особенной свежестью выделяются такие народные мелодии, как „Шалахо“, „Ай бери бах“, на основе которых созданы эмоционально насыщенные танцы…».
Бадалбейли, как и Узеир, включил в состав оркестра такие народные музыкальные инструменты, как тар, зурна, деф, звучание которых в оркестре только усиливало национальный колорит музыки балета. В главной роли в балете выступила жена композитора, Гамэр Алмасзаде, которая впоследствии удостоилась звания народной артистки СССР.
Премьера первого балета на мусульманском Востоке состоялась на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета 18 апреля 1940 года. В мае же 1959 года балет с большим успехом ставится в Москве на сцене Большого Театра СССР, в рамках декады Азербайджанской Литературы и искусства.
Просмотров: 10326
|