Все музыканты // Аутентизм - Исторический очерк

23 января 2011


Оглавление:
1. Аутентизм
2. Исторический очерк
3. Фестивали старинной музыки



Квинтет французского Общества старинных инструментов; участники играют на четырёх различных виолах и клавесине

Интерес к аутентичному звучанию старинной музыки возник на рубеже XIX—XX веков. Основателем движения традиционно считается Арнольд Долмеч, который конструировал копии старинных инструментов и исполнял на них музыку XVII—XVIII веков. Долмеч - автор труда «Исполнение музыки XVII—XVIII веков», который стал капитальным теоретическим обоснованием аутентизма. Во Франции в это же время было основано «Общество концертов на старинных инструментах» — его главой был Камиль Сен-Санс, а главным мотором Анри Казадезюс. В Германии в начале XX века аналогичное общество основал виолончелист Кристиан Дёберайнер, пропагандировавший возрождение виолы да гамба. Тогда же Альберт Швейцер и его сторонники развернули антиромантическое движение за восстановление подлинного звучания „органной“ музыки И.С.Баха. «Аутентичные» тенденции наблюдались и в немецкой науке. Так, в 1931 году музыковед Арнольд Шеринг аргументировал исполнение хоровых сочинений Баха камерным составом из 12 человек. Возрождению клавесина как концертного инструмента способствовала протекавшая в разных странах концертная и педагогическая деятельность Ванды Ландовской.

С 1950-х гг. выделились Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, Тон Копман, Сигизвальд Кёйкен и его братья, Франс Брюгген, Филипп Херревеге, Джон Элиот Гардинер, Кристофер Хогвуд, Рейнхард Гёбель, Рене Якобс, Уильям Кристи, Масааки Судзуки, Кристоф Руссе и многие другие корифеи современного HIPP-движения.

У истоков аутентичного исполнительства в СССР стояли московский ансамбль «Мадригал» и таллинский ансамбль «Hortus Musicus». Значительный вклад в развитие аутентичного исполнительства в России внесли клавирист Алексей Любимов и скрипачка Татьяна Гринденко.

Среди современных HIPP-коллективов России: Musica Petropolitana, «The Pocket Symphony», оркестр «Pratum Integrum».

Впервые в России регулярное преподавание аутентичного исполнительства началось на факультете исторического и современного исполнительства, организованном в 1997 г.Назаром Кожухарём и единомышленниками в Московской государственной консерватории. В Петербурге центром образования в этом направлении стала кафедра органа, клавесина и карильона, созданная Алексеем Пановым и единомышленниками в 2006 году в Санкт-Петербургском государственном университете.



Просмотров: 9467


<<< Арнонкур, Николаус
Бартоли, Чечилия >>>