Все музыканты // Аутентизм - Фестивали старинной музыки

23 января 2011


Оглавление:
1. Аутентизм
2. Исторический очерк
3. Фестивали старинной музыки



Развитию и популяризации аутентичного исполнительства способствовали специализированные международные фестивали старинной музыки, среди которых ныне наиболее известны Festwochen der Alten Musik, Festival d'Ambronay, Бостонский фестиваль старинной музыки, Фестиваль барочной оперы, Oude Muziek, Laus Polyphoniae, Фестиваль «Earlymusic», Брайтонский фестиваль старинной музыки. Выступлениями аутентистов также зачастую сопровождаются праздники и фестивали, связанные со старинными культурными традициями народов и регионов Европы, например, Майский праздник в Ассизи.

Критика

Критики аутентизма сомневаются в том, что «историческое» исполнение помогает современному слушателю услышать музыку давних времён так, как её слышали современники той музыки, поскольку слушатель XX-XXI веков, как они считают, ни при каких обстоятельствах не в состоянии адекватно воспринять культурную традицию удалённой эпохи.

Другой аспект критики аутентизма связан со старинными инструментами. Суть изменений в инструментах, произошедших в более поздние эпохи, состояла в их модернизации для упрощения техники игры и наращивании интенсивности и однородности звука. Эти нововведения имели и обратную сторону: обеднение тембра, выравнивание «хороших» и «плохих» нот, лишение звука индивидуальности, механистичность в отношении к инструменту.

Исполнителям, привыкшим к модернизированным инструментам, трудно добиться привычными методами желаемого эффекта на старинном или реконструированном инструменте, к тому же сам эффект состоит несколько в другом. Отсюда среди критиков аутентизма распространилось мнение, что старинные инструменты «слабые» и «фальшивые». Защитники аутентичного инструментария в ответ на это указывают на необходимость правильного, адекватного самой музыке применения старинного инструментария, при котором недостатки обращаются в преимущества.

Содержательной является критика самого термина «аутентизм». Авторитетный представитель движения Густав Леонхардт замечает, что аутентичной может быть, например, ваза XVIII века, но любое современное исполнение не может быть аутентичным в полном смысле слова, так как невозможно перенестись на 300 лет в прошлое.

Исполнительские стили, как бы они себя ни именовали, неизбежно несут на себе отпечаток своего времени. Поэтому «аутентичные» записи старше 30 лет способны устаревать, как и «академические» исполнительские стили.



Просмотров: 9613


<<< Арнонкур, Николаус
Бартоли, Чечилия >>>