Все музыканты // Creedence Clearwater Revival - Creedence Clearwater Revival

15 мая 2011


Оглавление:
1. Creedence Clearwater Revival
2. История группы
3. Creedence Clearwater Revival



Руководившие лейблом Fantasy братья Вайссы в бизнесе звукозаписи пребывали уже около двадцати лет, и теперь решили выйти из него с наименьшими затратами. Узнав об этом, коммивояжёр Саул Зейнц, работавший в Fantasy с 1955 года, собрав группу инвесторов, купил лейбл. Фогерти, будучи клерком транспортного отдела, не просто хорошо знал Зейнца, но и имел с ним дружеские отношения. Зейнц внимательно следил за развитием музыкальной сцены Сан-Франциско, расцветом андеграунд-радио и ростом популярности залов, вроде Filmore, где выступали восходящие звезды рок-психоделии Grateful Dead и The Great Society. Зейнц сообщил участникам Gollywogs, что группа в целом ему нравится, но должна будет многое в себе изменить.

Первым делом квартет решил сменить название. Рассмотрев разные варианты, музыканты остановились на словосочетании, каждый элемент которого не имел отношения к двум другим, но был частью своего рода символической формулы. Слово «Creedence» по замыслу музыкантов несло в себе заряд позитивной энергии, вызывало ассоциации с надёжностью и цельностью. Слово «Clearwater» первоначально было заимствовано из рекламы пива, но при этом оно резонировало с движением в защиту природы, которое набирало в то время силу и имело поддержку в среде хиппи. Слово «Revival» формулировало главную цель группы, которая, после четырёх лет существования нуждалась в перерождении. «Самой важной частью названия было именно слово Revival», — говорил Джон Фогерти. Впервые как Creedence Clearwater Revival квартет выступил на рождественском концерте в конце 1967 года. Джон, однако, с псевдонимами на этом не покончил: автором «Porterville» значился T. Spicebush Swallowtail.

Группа подписала с Fantasy семилетний контракт, стандартный по тем временам, но кабальный по отношению к музыкантам, юридически превращавшихся в «работников компании», которая получала право увольнять их по любому поводу. При этом неясно было, сколько конкретно материала группа обязуется представить работодателям, поскольку эта цифра в соответствии со специальной формулой менялась в зависимости от текущего вклада группы.

«Suzie Q»

Под новым названием квартет перевыпустил сингл «Porterville» и отправился в студию записывать первый альбом. В числе подготовленных треков была расширенная версия одной из центральных вещей их концертного репертуара: «Suzie Q», композиция Дэйла Хокинса. . Песня зазвучала на местном радио задолго до того, как альбом поступил в продажу. Первой отреагировала на новую группу радиостанция KMPX, выпустившая в эфир плёнки, принесенные самими участниками ансамбля. Помог здесь и тот факт, что CCR поддержали забастовку радиоведущих и выступили на благотворительном концерте.

Постепенно CCR стали приглашать на концерты чаще; группа получила статус резидентов в клубе Deno-Carlo, в Норт Бич. Постепенно на её концерты стала стекаться публика, разочарованная общим направлением местной психоделии и находившая здесь свежую альтернативу тенденции. При этом Стю Кук рассказывал, что в Сан-Франциско они почти всегда играли бесплатно, выезжая на заработок за пределы города. Однажды их услышал в Дено-Карло Саул Зейнц, и тут же предложил: «По-моему, вам, парни, пора записывать альбом».

Затем по настоятельной просьбе Зейнца группа дала успешный концерт в переполненном зале лос-анджелесского клуба The Cheetah, куда прибыли некоторые влиятельные фигуры местного поп-бизнеса. Билл Дрейк, один из самых влиятельных людей в сфере поп-радио того времени, услышал «Suzie Q», сообщил Зейнцу, что ему песня нравится, и предложил всем своим подопечным её раскрутить, прежде всего в чикагском эфире.

Сингл «Suzie Q», вышедший в августе 1968 года, к концу сентября поднялся до 11-го места в хит-параде. Но при этом участники группы все ещё не имели возможности не только выезжать на гастроли, но и вообще отдаляться от дома. Дуг и Джон всё ещё обязаны были один уик-энд в месяц проводить в лагере резервистов. Это препятствие исчезло лишь год спустя, когда оба демобилизовались, почти одновременно, летом 1968 года. Стю и Том уволились с основных работ и все четверо приступили к многочасовым репетициям, по вечерам играя в местных клубах.

Дебютный альбом

Номинальным продюсером дебютного альбома группы был Саул Зейнц, но он сразу же установил режим полной свободы, сформулировав парадигму, которой оставался верен впоследствии: «пусть создаёт — созидающий». «В первые дни Зейнц был нам как отец родной. Особенно близки они были с Джоном», — вспоминал Стю Кук. Первый альбом был записан за неделю и всего за $5.000. Как вспоминал Джон Фогерти, группа приходила в студию, быстро разогревалась, тут же включала аппаратуру и записывала песню с 2-3 заходов.

Альбом Creedence Clearwater Revival вышел в 1968 году и тут же зазвучал на сан-францисских радиостанциях, игравших местный андеграунд. Центральными вещами пластинки были психоделические кавер-версии классических хитов 1950-х годов годов: «I Put A Spell On You» Скримин' Джей Хокинса и «Susie Q» Вторая из них и стала первым хитом CCR, поднявшись на 11-е место в списке «Биллборда».

В надежде закрепить успех группа отправилась в турне по США и 14 сентября 1968 года дали свой первый концерт в Нью-Йорке, получив хорошие рецензии местной прессы. Тираж сингла Suzie Q достиг полумиллионноой отметки, но второй сингл «I Put a Spell on You» продавался намного хуже и достих лишь #58. Дебютный альбом, медленно поднимаясь в списках, застрял на #52.

Bayou Country

Не желая остаться в истории «чудом одного хита» и «вернуться на помывку автомобилей», CCR приступили к подготовке материала второго альбома. Тон новой пластинке задала композиция «Born on the Bayou», за которой последовала «Proud Mary». «Как только я написал её, тотчас понял, что это хит, у меня не было никаких сомнений», — говорил Джон Фогерти.

Лето и осень группа провела в репетициях, постоянно отрабатывая новый материал и на концертной сцене, после чего отправилась записывать альбом в лос-анджелесскую RCA Studios. Если продюсером первого альбома номинально значился Зейнц, то здесь Джон Фогерти взял бразды правления в свои руки. При этом именно Джон занялся бизнесом. Его прямота и откровенность произвела впечатление на самых влиятельных людей. «Эта группа — самый лучший пример честности в рок-бизнесе из всех, какие мне приходилось встречать», — говорил антрепренёр Билл Грээм.

Альбом Bayou Country вышел в январе 1969 года. В звучании по-прежнему преобладало сочетание блюз-рока, рокабилли и ритм-энд-блюза, но при этом «…стало ясно, что где-то между первым и вторым альбомом группа обрела свой истинный голос» Два центральных трека альбома, «Born On The Bayou» и «Proud Mary», сформировали основу концертного репертуара группы: ими CCR соответственно начинали и заканчивали концерты. Сингл «Proud Mary» поднялся в США до 2-го места; позже на заглавный трек было сделано более ста кавер-версий, самой известной из которых остаётся хит Тины Тернер 1971 года. «Proud Mary» была остановлена на пути к вершине хитом тин-идола Томми Роу, но принёсла группе первое «золото». Боб Дилан назвал «Proud Mary» лучшим синглом 1969 года.

Критика восторженно приняла альбом. В статье для журнала Life, озаглавленной: «Purity, Not Parody, in a Real Rock Revival» профессор Альберт Голдман писал:

Поразительно демонстрируемое ими мастерство общения с языком чёрной культуры. Ещё более сильное впечатление производят скромность и художественная цельность метода, каким они манипулируют элементами чуждой им культурной традиции. Приближаясь к самому плотному ядру рок-музыки, они буквально прожигают тот мусор, что распространяется сегодняшним радио. «Прозрачная вода» — их символ чистоты, и именно чистоты, как ни парадоксально, достигают они, работая с материалом, который чёрен, как чистейшая смола.</ref>

Просмотров: 9879


<<< Cream
Crosby, Stills, Nash & Young >>>