Все музыканты // Чухаджян, Тигран Геворгович - Творчество

22 января 2011


Оглавление:
1. Чухаджян, Тигран Геворгович
2. Творчество
3. Экранизация произведении
4. Вклад в культуру. Память
5. Интересные факты



Афиша оперетты «Ариф», XIX век

Тигран Чухаджян оставил значительное творческое наследие — несколько опер и оперетт, первые камерные, симфонические и фортепианные сочинения в армянской музыке, а также песни и романсы, музыку к драматическим спектаклям. Его фортепианные пьесы охватывали различные жанры и формы такие как развернутые фантазии, парафразы, фуги и танцы, хотя наиболее многочисленны были пьесы танцевального характера. Среди других произведений «Большой вальс», «Ориентальная лира» и некоторые другие по своей импровизационности и виртуозности близки к характеру парафраз и фантазий романтической музыки Листа и Тальберга. Чухаджян стремился овладеть наиболее необычными музыкальными жанрами и формами. В своих произведениях композитор мастерски сочетает методы европейского музыкального выражения с ладомелодическими элементами западноармянской городской народной музыки, армянской духовной музыки, с мелодиями восточной музыки в целом, проявляя высокое мастерство полифонии. Именно в творчестве Чухаджяна впервые в армянской музыке появились самостоятельные полифонические формы. В его музыке не присутствуют мелодии армянского народного фольклора — деревенских народных песен и так далее. Это движение в армянской классической музыке начинается только с 1880-х годов.

Страница из партитур оперы «Аршак II»

Будучи широко одарённым композитором, Чухаджян ходил по улицам города, слушая и отмечая фрагменты мелодий и ритмические мотивы для использования их в своих произведениях. В формировании его музыкального стиля значительное влияние оказала школа итальянской оперы и французская оперетта. В 1868 году Чухаджян пишет оперу «Аршак II» — первую армянскую национальную оперу.

Издание партитур оперетты «Леблебиджи Гор-гор ага», XIX век

Начиная с 1870-х годов Чухаджян работает над музыкальными комедиями, опереттами. В них композитор тонко скрывает национальные, социальные и политические намёки, вынося на первый план бытовые и сатирические элементы, романтические переживания. Именно в опереттах особенно отмечается влияние армянского городского музыкального фольклора. Он начинает сотрудничать с армянскими и итальянскими либреттистами, в частности с Т. Наляном, Алборето и другими. В 1872 году на основе сюжета «Ревизора» Гоголя композитор пишет оперетту «Ариф» — первую в истории армянской классической музыки, в 1873 году оперетту «Кёса кёхва», который был поставлен в том же году в театре Вардовяна. «Кёса кёхва» уже в первый период был поставлен более чем в 60 раз. Наиболее популярной его опереттой становится «Леблебиджи», работу над которой Чухаджян завершает в 1875 году. Большую популярность этим опереттам принесли лиризм музыки, стремительность развития действия и остроумие, живость и меткость характеристик. Как отмечает Е. Барварт в своих опереточных произведениях Чухаджян носил влияние западноевропейских мастеров оперетты Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока и Ф. Зуппе. Многие его произведения были опубликованы уже в 1870—1880-х годах. В 1890 году композитор завершает работу над оперой-феерией «Земире». Большинство этих произведений ставилось при его жизни. Симфонические произведения Чухаджяна исполнялись также оркестром Синаняна. В 1897 году в армянской прессе появляется информация о завершении Чухаджяном оперы «Индиана». Начиная с периода миланской учёбы, на дальнейшее творчество композитора большое влияние оказала музыка Дж. Верди.

Музыкальный критик Адольфо Талассо о творчестве Чухаджяна пишет:

«Тигран Чухаджян был первым композитором, который применил европейскую музыкальную технику к восточной музыке. Его высоко оригинальные идеи, свежесть музыкального языка, яркость оркестровки — всё пропитано светом Востока. Его композиции полны власти и очарования, отличаются своим совершенством гармонии и взаимодополнения»

Он является также автором музыкальной драмы «Алексиназ» из истории сербско-турецкой войны. Согласно музыкальному критику П. Хертеленди, Чухаджян главным образом являлся композитором бельканто. Своими музыкальными влияниями его творчество колеблется между Беллини и Бородиным становясь истинной смесью Востока и Запада. Композитор сосредотачивается в основном на дуэтах и ариях, редко излагая детали драматических моментов.

Согласно авторам «Краткой истории оперы» и «Оксфордского оперного словаря», являясь активным сторонником освобождения Армении от турецкого ига, Чухаджян внёс дух национализма в свое искусство.

«Аршак II»

Фрагмент из постановки оперы «Аршак II»

Опера «Аршак II» — первая армянская национальная опера и крупнейшее произведение Чухаджяна. Работу над оперой композитор закончил в 1868 году в Константинополе, автор двуязычного либретто — поэт и драматург Товмас Терзян. По своему стилю либретто Терзяна относится к лирико-драматическому жанру. Записка о завершении оперы в книге Терзяна на итальянском языке обозначила рождение армянской национальной оперы.

Первая постановка создана в том же 1868 году в театре «Наум» итальянской оперной труппой. Композитор планировал поставить оперу целиком в следующем 1869 году, однако как из-за неблагоприятных условий Османской империи, так и из-за отсутствия нужных материальных ресурсов, осуществить эту идею не удаётся. При жизни автора отдельные номера из оперы звучали в концертном исполнении в Константинополе, Венеции и Париже. В 1873 году фрагменты из оперы были представлены в Всемирной выставке в Вене.

Первая страница фортепианной транскрипции увертюры оперы «Аршак II» изданной в Константинополе в 1900 году под заглавием «Олимпия»

Монументальный «Аршак II» написан в традициях итальянской историко-романтической оперы первой половины XIX века — Россини, Беллини и особенно раннего Верди. Воплощая лирическую идею либретто, Чухаджян тонко раскрывает также героические и драматические линии оперы. Главные действующие лица ― царь Великой Армении Аршак II, царица Олимпия, княгиня Парандзем, князя Гнел, Тирит и другие. Сюжет из истории Армении основан на сведениях древнеармянских историков Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бузанда. Действия разворачиваются в 365—367 годах в Армавире в эпоху сложных взаимоотношений Великой Армении, Персии и Рима. Музыкально-литературной идеей опера отражает также стремление армянского народа XIX века к национальному и социальному освобождению. По своему жанру «Аршак II» относится к европейской «большой опере», где используется большой симфонический оркестр, хоровой и духовой ансамбль, развёрнутые массовые сцены.

После смерти Чухаджяна его оригинальные рукописи были отправлены в Армению в 1920 годах его вдовой А. Абазян. Они были обнаружены музыковедом Г. Тиграновым в 1942 году, после чего началась вторая жизнь этого произведения. Целиком опера была представлена широкой публике 29 ноября 1945 года. Для новой постановки либретто оперы было обработано А. Гулакяном, дирижёром выступил М. Тавризян. «Аршак II», как и другие значительные произведения Тиграна Чухаджяна, был поставлен в Греции, Египте, Болгарии, Италии и других странах. В 2001 году «Аршак II» был поставлен в США. В 1988 году опера была экранизирована.

Музыкальный руководитель оперы Сан-Франциско, музыковед Клифорд Кранна пишет об «Аршаке II»:

«Своими бесподобными дворцовыми переворотами, попытками убийства и любовной враждой опера „Аршак II“ предлагает всё, что можно ожидать от настоящей драмы.»

Говоря об «Аршаке II» музыкальный критик Д. Стивенс отмечает влияние итальянской оперы середины XIX столетия, подчеркивая сильную лирическую выразительность произведения и идиому с творчеством Верди.

«Земире»

Фрагмент из постановки оперы «Земире»

«Земире» — последняя масштабная опера Чухаджяна, написана в 1890 году. Автор либретто — Тигран Келамджян. Опера состоит из четырёх действий. В основе сюжета лежит арабская сказка. Первоначальное название — «Ebudia e Zemire».

Опера поставлена в Константинополе силами французских и итальянских трупп. Впервые «Земире» была полностью представлена 12 апреля 1891 года во французском театре «Concordia». Несколькими годами позже был сделан итальянский перевод для европейской премьеры оперы. Есть данные о постановке оперы итальянской театральной компанией в театре «French Palais de Crystal Theater» в 1894 году Томассо Франсини. Согласно сообщениям тогдашней константинопольской прессы, планировалось также поставить произведение в Вене, а затем в Париже, однако эти планы остаются не осуществлёнными. Несмотря на успех «Земире», она не приносит автору материального благополучия.

Опера-феерия содержит элементы комедии и относится к жанру semiseria, то есть «полусерьезному». «Земире» — трогательная история любви с фантастическим сюжетом, где присутствуют и такие персонажи, как мистические творения и всемогущий Великий волшебник. Главные действующие лица: Земире, Эбудия, Элсантур и другие. В 1965 году Б. Саккилари была сделана попытка поставить произведение в Ереване. Были записаны также отдельные фрагменты оперы. В 2008 году «Земире» была поставлена в США. Данная постановка стало первой полноценной постановкой оперы через более чем столетнего перерыва.

«В течение всего представления со мною оставался чувство восхищения к огромному опыту и мастерству Чухаджяна, как он владеет оперным жанром и проникает его самые глубины ...»

— Тигран Мансурян

Как отмечают Э. Уегель Уильямс и Д. Джай Гроут, премьера «Земире» в Константинолопе практически стало началом развития традиций оперного искусства в Турции.

«Леблебиджи»

Опереточная труппа, исполнявшая «Леблебиджи», 1870-е гг.

«Леблебиджи» — вторая и самая популярная оперетта Чухаджяна, написана в 1875 году. Автор либретто — Тагвор Налян. Произведение первоначально была исполнена на турецком языке, для обхода официальной цензуры. Премьера оперетты произошла 17 ноября 1875 года в театре «Français». Сразу после первой постановки оперетта имела огромный успех, в Константинополе и в Закавказье была исполнена более чем 100 раз. Произведение сочетает черты бытовой комедии с социальной сатирой на буржуазно-аристократическое общество XIX века. Популяризации «Леблебиджи» и других оперетт Чухаджяна способствовала также профессиональная опереточная труппа Серовбе Бенкляна — организатора первой на Ближнем Востоке постоянно действующей профессиональной опереточной труппы. В начале XX века оперетта была переведена на греческий и немецкий языки. «Леблебиджи» была представлена на разных сценах Франции, Египта, Балкан, Ближнего Востока и других регионов, принося автору общественное признание.

Хотя либретто оперетты была переведена на армянский язык ещё при жизни Чухаджяна, только в 1943 году Т. Сарьяном оперетта была впервые поставлена в Армении. Тогда же был предложен новое название произведения — «Каринэ». Были переименованы также имена главных героев и героинь кроме Гор-гор ага.

Другие произведения

Скульптура Тиграна Чухаджяна

Чухаджян — автор ряда музыкальных произведений для театральных постановок и пьес. Его сочинения, национальные по тематике и по музыкальному языку, проникнуты патриотизмом. Наиболее известны его музыкальные произведения для спектаклей «Роза и лилия» П. Дуряна, «Ара Прекрасный, или Любовь и родина» Т. Галемчяна, «Сандухт» Т. Терзяна, «Трдат Великий и Григорий Просветитель» С. Тхляна. В этом периоде его творчества особенно примечательна музыка для постановки «Вардан Мамиконян — спаситель Отчизны» Р. Сефечяна, представление которой превратилось в политический митинг против режима, существовавшего в Османской империи. Согласно Е. Барварт произведение «Мы есть сыны армянской нации» также являлось протестом против турецкого господства. Его «Театральная песня» получает значение и ценность манифеста армянского театра. Чухаджян также автор романса «Весна», одного из первых в армянской классической музыке, и «Марша зейтунцев», получившего значение гимна национально-освободительной борьбы. Тема национально-освободительной борьбы занимала важное место в творчестве композитора. Ш. Перинчек отмечает:

«Марш Гамидие», написанный Чухаджяном, был направлен, в основном, против султанского режима. «Родина или Силистра», «Эгейские народные марши» также написаны этим композитором .

Кроме того, его перу принадлежит комическая опера «Зейбеглер», рукописи которой, впрочем, ныне утеряны.

Из симфонических и фортепианных произведений известны его «Гавот», «Четыре фука» «Аве Мария» и так далее. Его фортепианные произведения были изданы уже в 1870—1880-е годы. Наиболее известная токката «Cascade de Couz» была опубликована в Константинополе в 1887 году.

Краткий список некоторых фортепианных и симфонических сочинений

  • «Mouvement Perpetuel»
  • «Cascade de couz»
  • «Illusion»
  • «Apres La Gavotte»
  • «Deux Fantaisies Orientales»
  • «La Lyre Orientale»
  • «Laura»
  • «Rapelle-tois»
  • «Romans»


Просмотров: 10202


<<< Сюни, Григор Мирзаян