Все музыканты // Артузи, Джованни - Полемика с Монтеверди

23 января 2011


Оглавление:
1. Артузи, Джованни
2. Полемика с Монтеверди
3. Сочинения



В первом и втором томах трактата «Артузи, или О несовершенствах современной музыки» подверг критике новшества некоего неназванного автора, в котором угадывается Монтеверди. Оппонент Артузи в трактате 1603 года, отстаивающий музыку Монтеверди, фигурирует под говорящим псевдонимом L'Ottuso Academico. Относительно его идентификации нет единого мнения. Возможно, что оппонент Оттузо — плод воображения самого автора трактата, отдающего дань специфике эпистолярного жанра.

Монтеверди ответил на упрёки Артузи в «несовершенстве» в Послании к своей Пятой книге мадригалов. Для различения двух композиторских подходов, современного и старинного, Монтеверди использует понятие второй практики — подразумевается «второй», т.е. новый, метод музыкальной композиции.

Впервые словосочетание seconda pratica встречается в трактате Артузи 1603 года. Артузи вкладывает «вторую практику» в уста Оттузо. Под этим подразумевается совершенно конкретная сущность, а именно хроматический полутон, возникающий в результате дезальтерации хроматизированной диатонической ступени. Пафос Артузи — в критике дезальтерации и других мелодических и контрапунктических вольностей.

На стороне Клаудио Монтеверди в полемике с Артузи выступил его брат Джулио Чезаре, написавший послесловие к новому сборнику Клаудио «Scherzi musicali». Это послесловие, имеющее характер манифеста, — важнейший документ в истории западноевропейской музыки. Братья Монтеверди придают словам «первая практика» и «вторая практика» не конкретное, а обобщённое значение. В «первой практике», основы которой установил Царлино, превыше всего была красота контрапункта. В число видных представителей «первой практики» Джулио Чезаре включает Й. Окегема, Жоскена, Пьера де ла Рю и других великих ренессансных полифонистов.

Во «второй практике» по мысли братьев Монтеверди безраздельно господствует поэтический текст, которому должны подчиняться мелодия, гармония и ритм. По законам «второй практики» особые аффекты текста вполне оправдывают нерегулярности гармонии и ритма. Изобретателем «второй практики» Джулио Чезаре называет Киприана де Роре, а к её представителям относит Джезуальдо, Маренцио, Луццаски, Кавальери и других итальянских композиторов XVI — начала XVII веков.

На возражения Клаудио Монтеверди Артузи ответил в трактате 1605 года, а на возражения Джулио Чезаре — в трактате 1608 года. По мнению Артузи, доминирующую роль в сочинении многоголосной вокальной музыки должен играть не текст, а ритм, которому должны подчиняться и гармония и даже поэтический текст.



Просмотров: 8754


<<< Бадзини, Антонио