Все музыканты // Зариньш, Маргер Оттович

22 января 2011


Оглавление:
1. Зариньш, Маргер Оттович
2. Фильмография



Маргер Оттович Зариньш, Заринь, латвийский советский композитор и писатель.

Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени.

Биография

М. О. Зариньш родился 11  мая 1910 года в Яунпиелбалге в семье сельского учителя.

Окончил Елгавский учительский институт и Латвийскую консерваторию по классам композиции, фортепиано и органа. Первые композиции относятся к 1936 году, в 1939 году написана и поставлена в Риге опера «Барин и гусляр». Сам Зариньш отмечал влияние Мориса Равеля и Клода Дебюсси на своё формирование как композитора.

С установлением в Латвии советской власти был в 1940 году назначен музыкальным руководителем театра Дайле Э. Смильгиса, проработал в этой должности 10 лет, написав музыку ко множеству спектаклей, включая «Ромео и Джульетту», «Много шума из ничего», «Двенадцатую ночь» Шекспира, «Марию Стюарт» Ф. Шиллера, «Дубровский» А. С. Пушкина, «Анну Каренину» Л. Н. Толстого и др. Этот этап творчества Зариня, кроме того, характеризуется интенсивной работой с латышским музыкальным фольклором: Зариньш обработал около 20 народных песен, написал хоровой цикл «12 латышских народных танцев и хороводов», сюиты «Народная песня о мире» и «Колхозные дайны», ряд вокальных сочинений идеологического содержания — в частности, вокальные циклы «Советский юмор и сатира» и «Советская женщина — борец за мир».

В 1951—1952 годы он руководил Латвийской филармонией и возглавлял правление Союза композиторов Латвии. Карьера Зариня как официального советского композитора развивалась по восходящей: вновь избран председателем правления республиканского Союза композиторов. Всё это время Зариньш продолжал писать произведения, отвечающие идеологическим требованиям: в 1955 году состоялась премьера его оперы «К новому берегу», за ней последовали «Опера нищих», оратория «Махагони», «Опера на площади» и т. д. вплоть до детской сюиты «Незнайка в Солнечном городе».

Все эти работы, однако, служили Зариню, по выражению современного музыковеда, индульгенциями. В действительности его занимают проблемы неоклассицизма и полистилистики, что находит отражение, прежде всего, в таких сочинениях, как Партита в стиле барокко, Concerto grosso для клавесина, рояля и симфонического оркестра,Concerto innocente для органа с оркестром, Вариации BACH для органа, «Песни Билитис» и др., а также три проникнутые иронией небольшие оперы — «Чудо святого Маврикия», «Чудесные похождения старого Тайзеля» и «Сон в летнюю ночь». Литературное творчество, сочетающее элементы реализма и фантастики, в последние годы жизни мастера стало превалирующим.

М. О. Зариньш умер 27 февраля 1993 года в Риге.



Просмотров: 7723


<<< Задерацкий, Всеволод Петрович