Все музыканты // Трубадуры - Поэтическая речь

22 января 2011


Оглавление:
1. Трубадуры
2. Происхождение трубадуров
3. Куртуазная любовь
4. Язык
5. Средневековые средства массовой информации
6. Жанры поэзии трубадуров
7. Поэтическая речь
8. Конец эпохи трубадуров
9. Влияние трубадуров



В области словесного искусства трубадуры достигли большого совершенства. Они создали богатый и разработанный литературный язык, в основу которого, по-видимому, было положено лимузенское наречие. Поэтическая речь этих странствующих поэтов и певцов отличалась богатством и разнообразием художественной формы. В биографиях трубадуров, в частности Арнаута Даниэля, упоминаются состязания, имевшие место между поэтами. В одной из своих кансон Бернард де Вентадорн задается вопросом о том, в чём состоит достоинство его как лирического поэта, и видит это достоинство в силе и искренности своего чувства. Песня, упомянутая выше, написанная в форме диалога и воспроизводящая спор между двумя поэтами — Линьаура, графом Раймбаутом Оранским и Гираутом де Борнелем о двух стилях поэзии трубадуров — непонятного для непосвящённых, тёмного, «замкнутого» и общепонятного поэтического стиля. В другом произведении, принадлежащем Гирауту де Борнелю, поэт говорит о своем желании петь так понятно и просто, чтобы песни его были доступны даже его маленькому внуку. Подобные высказывания отображают борьбу общепонятного и непонятного стилей, имевшую место в поэзии трубадуров. Представителями общепонятного, лёгкого стиля были Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Гираут де Борнель, Беатриса де Диа; представителями второго — «первый трубадур» Гильельм де Пуатье, Арнаут Даниэль, Маркабрюн и его последователи. Поэты, писавшие в непонятном, «герметическом» стиле, проявляли повышенный интерес к формальной стороне поэзии, достигая в этой области необычайной виртуозности. Вершин «тёмного стиля» достиг Арнаут Даниэль, мастерство которого ценили Данте и Петрарка. Данте в «Божественной комедии» поставил Даниэля выше всех остальных провансальских поэтов. Два направления поэзии трубадуров в последней трети XII века слились в «изысканном стиле», соединившем всё самое лучшее — творческий поиск, изящество формы «тёмного» и прозрачную ясность «лёгкого». Одним из зачинателей «изысканной» манеры стал Пейре Овернский.

Строфика и метрика

Лирика трубадуров отличается богатством метрической и строфической структур, которого не знала ни одна европейская поэтическая школа. Метрическая система трубадуров — силлаботоническая, близкая к итальянской, то есть построена на закономерном распределении числа слогов в каждой строке и закономерном чередовании ударений. Рифмовка характеризуется большой точностью и изысканностью. Строфика поражает своим разнообразием. Исследователи насчитывают от 500 до 1000 строфических форм в песнях трубадуров. Но по строению рифмы все эти строфические структуры можно разделить на три вида. Первый — строфа представляет собой замкнутое целое, строки рифмуются внутри неё, например, у Беатрисы де Диа:

A chantar m'er de so qu'eu no volria,
Tant me rancur de lui cui sui amia ;
Car eu l'am mais que nulha ren que sia :
Vas lui no'm val Merces ni Cortezia
Ni ma beltatz ni mos pretz ni mos sens ;
Qu'atressi'm sui enganad' e trahia
Com degr' esser, s'eu fos desavinens.

D'aisso'm conort, car anc non fi falhensa,
Amics, vas vos per nulha captenensa ;
Ans vos am mais non fetz Seguis Valensa,
E platz mi mout que eu d'amar vos vens ;
Lo meus amics, car etz los plus valens ;
Mi faitz ogolh en ditz et en parvens
E si etz francs vas totas autras gens…

Таким образом, 1-я строфа рифмуется по схеме: aaaabab; 2-я — cccbbbb. В переводе, максимально воспроизводящем форму оригинала:

Печалью стала песня перевита:
О том томлюсь и на того сердита,
Пред кем в любви душа была раскрыта;
Ни вежество мне больше не защита,
Ни красота, ни духа глубина,
Я предана, обманута, забыта,
Впрямь, видно, стала другу не нужна.

Я утешаюсь тем, что проявила
К вам, друг, довольно нежности и пыла
Как Сегуин Валенсию любила;
Но хоть моя и побеждала сила,
Столь, друг мой, ваша высока цена,
Что вам в конце концов и я постыла,
Теперь с другими ваша речь нежна…

Подобный рисунок рифмы широко распространён и в современной поэзии. Второй способ — с помощью повторения рифм в соответствующих строках строф образуются парные, тройные структуры либо рифмы повторяются во всех последующих строфах. Такой рисунок рифмы, называемый «унисонным» стал самым распространённым в классической поэзии трубадуров. И, наконец, строфа представляет собой белый стих, а её строки рифмуются со строками последующих строф. Подобную форму культивировал самый знаменитый из трубадуров, писавших в «тёмном стиле», — Арнаут Даниэль.



Просмотров: 15491


<<< Фолькет Марсельский