Все музыканты // Трубадуры - Жанры поэзии трубадуров

22 января 2011


Оглавление:
1. Трубадуры
2. Происхождение трубадуров
3. Куртуазная любовь
4. Язык
5. Средневековые средства массовой информации
6. Жанры поэзии трубадуров
7. Поэтическая речь
8. Конец эпохи трубадуров
9. Влияние трубадуров



По своему происхождению провансальская лирика, возникшая, скорее всего, в конце XI века, связана с народным песенным творчеством. Некоторые жанры поэзии трубадуров наглядно демонстрируют эту фольклорную традицию. Так баллада хранит в словах и музыке многие черты, подтверждающие её связь с народными хороводными песнями; в одной балладе прямо упоминается «апрельская королева», традиционный персонаж народных весенних обрядов. Существует также гипотеза о значительном влиянии на развитие поэзии трубадуров поэтической культуры арабской Испании и, прежде всего, заждаля — жанра строфической поэзии на разговорном арабском языке, которым пользовались жители Испании как христиане, так и мусульмане.
Однако, возникнув на почве народной песни и народного поэтического языка, заимствуя и в дальнейшем некоторые свои мотивы из фольклорных источников, провансальская поэзия выступает — впервые в истории новоевропейской литературы — как поэзия индивидуальная, как лирика осознающей себя личности.

Канцона

Канцона — один из основных жанров поэзии трубадуров, лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров или просто любовная песня. Канцона достаточно сложная форма, состоящая обыкновенно из пяти-семи строф, замыкаемых одной-двумя посылками из трёх-четырёх стихов. В торнаде указывался адресат песни, часто называемый условным именем — сеньялем — это могла быть сама дама, наперсник трубадура или его покровитель.
Главенствующим принципом любовной лирики старого Прованса была бесконечная вариация разнообразных сочетаний постоянных элементов в пределах строго определённого условного канона. Неверное понимание этого принципа создало мнение об «однообразии» и «монотонности» поэзии трубадуров, о том, что формальности созданного ими кодекса любовных отношений породили «бесплодные перепевы некогда новых и своеобразных тем».
Почти одновременно с канцоной возникает жанр пародийной пьесы, где мотивы куртуазной любви иронически снижаются и шутливо обыгрываются. Неожиданным образом пародия, «выворачивание наизнанку» куртуазной любви, обновляли поэзию трубадуров, загнанную в строгие рамки канона, предохраняли её от вырождения.

Сирвента

Менее условен, чем кансоны, более насыщен конкретным жизненным материалом другой распространённый жанр поэзии трубадуров — сирвенты. Образцом для формального построения сирвенты служила кансона. Но сирвенты отличаются своей тематикой от любовной песни. Это жанр обсуждения вопросов религиозных, моральных, политических. В сирвенте трубадуры высмеивали недостатки противников и воспевали достоинства друзей. Лучший и известнейший из авторов сирвент — Бертран де Борн, перигорский сеньор, участник феодальных усобиц на юге Франции, в том числе и военной распри из-за владений в Провансе, возникшей между сыновьями английского короля Генриха II — Ричардом Львиное Сердце и Генрихом, по прозванию Молодой Король. Основная тема поэзии де Борна — любовь к войне. Наивысшая радость, которую другой трубадур испытывает, созерцая свой идеал, прекрасную Даму, де Борну доступна только в бою. Сирвенты служили Бертрану де Борну одним из средств борьбы: он неустанно призывает к боевым действиям королей и баронов. И, как рассказывает его жизнеописание, де Борн нередко создавал свои произведения для разжигания вражды. Иными настроениями насыщены сирвенты Пейре Карденаля, тоже прославленного мастера этого жанра. В своих сатирических песнях, написанных в мужественном и энергическом стиле, он клеймит гордость и жестокосердие богачей и знати, выражает симпатии к бедному и бесправному люду, негодует на французские войска и инквизицию, предававшие разгрому альбигойцев. В песнях Гильельма Фигейра, современника Пейре Карденаля, можно найти высказывания, направленные против папства, и нападки на монахов. В одной из сирвент, написанной Ги де Кавальоном, священники порицаются за то, что «оставили своё главное дело» и преследуют мирские интересы. В стихах трубадуров высмеиваются индульгенции и почитание мощей, безнравственные священники и корыстолюбивые епископы как «предатели, лжецы и лицемеры».
Известны и литературно-пародийные сирвенты, своеобразные «галереи трубадуров» — юмористические портреты собратьев-поэтов, сочиняемые, вероятно, по случаю больших собраний трубадуров при дворах сеньоров, покровительствующих им.
Распространена была разновидность персональной сирвенты, так называемый плач, выражающий скорбь поэта по поводу смерти своего знатного покровителя или какого-нибудь близкого человека.

Альба

Ещё один популярный жанр — альба: жалоба влюблённых на неизбежность разлуки с наступлением утра. Представляет собой драматический диалог кавалера с дамой либо другом, охраняющим покой влюблённых. Диалогичность альбы указывает на её связь с народной песней. Вопреки классической куртуазной ситуации в альбе любовь осуществляется, но счастье кратковременно — с наступлением утра любовники расстаются из-за страха перед клеветой или ревнивцем-соперником. Этот жанр был распространён и в поэзии немецких миннезингеров.

Пастурель

Популярен был жанр пасторелы, песни, изображающей беседу рыцаря с пастушкой; в этом жанре большим мастером был Маркабрюн. Пастурель жанр не столько «социальный», где встречаются представители противоположных классов, сколько жанр противопоставления взглядов на жизнь: с одной стороны куртуазного, с другой — здравого смысла. Причём трубадур, обращающийся по-куртуазному с пастушкой, почти всегда терпит поражение.

Другие жанры

Лирика трубадуров отличается большим разнообразием жанров. Кроме кансоны, сирвенты, баллады и альбы, популярностью пользовалось прение — специальный диалогический жанр, диспут на художественные, психологические или философские темы. Чередуясь от строфы к строфе трубадуры в споре отстаивали своё мнение. Исследователи различают два варианта прений: тенсону — свободный обмен взглядами и партимен или джок партит, где собеседники придерживались противоположных мнений, а трубадур, открывающий спор, задавал тему. Таков партимен между Линьаруа и Гираутом де Борнелем о достоинствах и недостатках тёмного и лёгкого стилей поэзии трубадуров. Причём Раймбаут Оранский ставит задачу перед Борнелем защитить лёгкую манеру, хотя последний считался мастером тёмного стиля, а весь партимен создан по законам trubar clus. Любопытен он ещё и тем, что это одна из первых дискуссий на литературную тему.
Существовало и много других, второстепенных жанров, — например, эскондидж: песня, в которой поэт оправдывается перед своей дамой; дескорт: песня с беспорядочной композицией, передающей смятенное состояние поэта и другие. Некоторые из жанров представлены всего лишь одним-двумя произведениями. Обилие поэтических жанров сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Вместе с тем, у трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые жанры или по-новому трактовать старые. Так, в противовес альбе, создается серена. Юк де ла Баккалариа задаётся целью создать альбу «на новый лад», где он посылает проклятие не утренней заре, разлучающей влюблённых, а ночному мраку, полному одиночества неразделённой любви; Раймбаут де Вакейрас составляет дескорт на пяти наречиях, чтобы таким смешением языков выразить расстроенное состояние своей души.



Просмотров: 15505


<<< Фолькет Марсельский