Все музыканты // Space Oddity (альбом)

12 февраля 2011


Оглавление:
1. Space Oddity (альбом)
2. Список композиций
3. Участники записи



Синглы с Space Oddity
  1. «Space Oddity»
    Выпущен: 11 июля 1969
  2. «Memory of a Free Festival»
    Выпущен: 12 июня 1970

Space Oddity — второй альбом Дэвида Боуи, выпущенный в 1969 году. Первоначально был издан на лейбле Philips Records в Великобритании под названием David Bowie и на Mercury Records в США под названием Man of Words/Man of Music. В 1972 году был переиздан лейблом RCA Records под нынешним названием. В 1972 году альбом Space Oddity поднялся до 24-го места в UK Albums Chart и, повторно войдя в чарты - до #17 в 1973-м. Его наивысшее достижение в Billboard 200 - № 16. В ретроспективе альбом расценивается музыкальными критиками как «первый истинный альбом Дэвида Боуи»; он также стал первым регулярного переиздаваемым альбомом певца.

История создания

В работе над Space Oddity приняли участие такие известные сессионные музыканты, как Херби Флауэрс, Тим Ренвик, Терри Кокс, Рик Уэйкман, а также виолончелист Пол Бакмастер, мультиинструменталист и продюсер Тони Висконти, басист Джон Лодж.

Ещё до начала работы над записью альбома песня «Space Oddity» была выбрана в качестве ведущего сингла, основанного на более раннем демо. Тони Висконти счёл, что это своего рода «новинкой», и передал полномочия продюсера Гасу Даджену. Таким образом, Висконти спродюсировал все песни на альбоме, которые были на его переиздании 1972 года, за исключением того самого трека, в честь которого альбом получил своё название. Тим Ренвик, Джон 'Хонк' Лодж, Мик Уэйн и Джон Кембридж — музыканты группы Junior’s Eyes участвовали в сессиях альбома и недолго выступали с Боуи на сессиях для BBC Radio в октябре 1969 года.

Производство

До сих пор считающаяся одной из самых известных песен Боуи, «Space Oddity» была в значительной степени акустическим номером, дополненным мрачными тонами стилофона — карманного электронного органа. Название и тематика были вдохновлены фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея», также в этой песне Боуи представил персонажа Майора Тома. Некоторые критики усмотрели в песне подтекст в качестве метафоры для употребления героина, сославшись на открытие обратного отсчёта по аналогии с переходом наркотика от укола иглы к «удару» эйфории и отметив признание Боуи в «глупом флирте с героином» в 1968 году. Его хит 1980 года «Ashes to Ashes» объявил: «Мы знаем, Майор Том — наркоман».

«Unwashed and Somewhat Slightly Dazed» отражает сильное влияние Боба Дилана с его гармоникой, резким гитарным звуком и рычащим вокалом. «Letter to Hermione» была прощальной балладой посвященной прежней подруге Боуи, Гермионе Фартингейл, которая также была объектом композиции «An Occasional Dream», нежный фолк-мотив которой напоминает дебютный альбом певца. «God Knows I’m Good» — рассказ Боуи о тяжелом положении магазинного грабителя также напоминал его более ранний стиль. «Cygnet Committee» была названа «первым подлинным шедевром Боуи». Обычно считается, что эта композиция альбома наиболее определяет будущее направление композитора; её главный герой является мессианской фигурой, «которая разрушает барьеры для его молодых последователей, но понимает, что он только предоставил им средства отвергать и уничтожать его». Боуи сам описал её в то время как усмотренную от хиппи, которые, казалось, готовы следовать за любым харизматичным лидером. Ещё одна композиция цитируется как предзнаменование темы, к которой Боуи вернётся в 1970-х годах, в данном случае раскол личности, это песня «Janine», в которой были слова: «Но если ты занёс топор надо мной, ты убьёшь другого человека, не меня».

Написанная под влиянием буддизма «Wild Eyed Boy from Freecloud» была представлена в более расширенном варианте по сравнению с первоначальной гитарно-виолончельной версией на стороне «Б» сингла «Space Oddity»; альбомная версия песни включала оркестр из пятидесяти инструментов, а также была примечательна дебютом Мика Ронсона на записях Боуи, он играл на гитаре, но не был отмечен в списке музыкантов на буклете альбома. «Memory of a Free Festival» — воспоминание Боуи о фестивале искусств, который он организовал в августе 1969 года. Её затянувшийся-исчезающий/хор, сравнивали с битловской «Hey Jude»; песня также интерпретировалась как иронический комментарий к контркультуре, которую она якобы праздновала. В 1970 году Боуи понизил тональность мелодии пополам на а и b-сайдах, сделав её более рок-ориентированной, с группой музыкантов, которые будут помогать ему на альбоме «The Man Who Sold the World»: Мик Ронсон, Тони Висконти и Мик Вудменси — зачаточная форма группы Зигги Стардаста «The Spiders from Mars».

Хотя заглавная песня стала хитом и достигла 5-го места в хит-параде Великобритании в начале 1969 года, остальная часть материала была мало похожа на неё и альбом в своём первом издании стал коммерческим провалом, несмотря на неплохие отзывы. Тем не менее переиздание в ноябре 1972 года, выпущенное в результате прорыва альбома Боуи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars и демонстрирующее современные фото Зигги Стардаста на обложке, достигло 17-го места в британских чартах и 16-го — в США.

Обложка альбома

На обложке оригинальной британской пластинки Великобритании «Space Oddity» был изображён портрет Боуи на зелёном фоне с синими и фиолетовыми пятнами, работы художника Виктора Вазарели. Тот же портрет был использован на американском издании альбома лейблом Mercury Records Man of Words/Man of Music, но на сплошном синем фоне. Когда альбом был переиздан как Space Oddity в 1972 году лейблом RCA Records, на обложке был изображён портрет Боуи периода Зигги Стардаста. В 1999 году в переиздании на компакт-диске EMI была восстановлена оригинальная британская обложка, хотя новое название было добавлено под портретом, чтобы избежать дальнейшей путаницы. В 2009 году на 40th Anniversary edition также использовалась оригинальная британская обложка, но возвращённая к оригинальному зелёному оттенку, и названию David Bowie.

Музыкальный стиль

Редакторы New Musical Express Рой Карр и Чарльз Шаар Мюррей, отметив, что в альбоме соединились элементы фолка, баллады и прог-рока, заметили: «В некоторой части материала просматривался 67 год, в некоторой — 72 год, но в 1969 году всё это казалось очень странным. В принципе, первый альбом в ретроспективе видится как всё, чем Боуи был прежде и чем он станет в будущем; но <мотивы эти> здесь перемешаны и соперничают между собой…».



Просмотров: 9010


<<< Scary Monsters (and Super Creeps)
Stage >>>