Все музыканты // Пахельбель, Иоганн

23 января 2011


Оглавление:
1. Пахельбель, Иоганн
2. Творчество



Подпись Иоганна Пахельбеля из письма 1695 года к властям Готы

Иоганн Пахельбель — знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является одной из вершин южнонемецкой органной музыки. Он сочинил огромное количество светских и церковных произведений, а вклад композитора в развитие форм фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

Сегодня широкой публике Пахельбель известен прежде всего благодаря Канону ре мажор, единственный написанный им канон, и по одному этому произведению сложно представить себе его стиль. Кроме упомянутого канона, хорошо известны Чакона фа минор, Чакона ре минор и Токката до минор для органа, а также цикл клавирных вариаций «Hexachordum Apollinis».

Биография

Церковь св. Себальда в Нюрнберге.

Пахельбель родился в Нюрнберге и был крещён 1 сентября 1653 г. Точная дата его рождения неизвестна, но, видимо, родился он в августе. Первоначальное музыкальное образование ему дал Генрих Швеммер, кантор церкви св. Себальда, и Георг Каспар Веккер, органист в той же церкви. В 15 лет Иоганн поступил в Альтдорфский университет. Во время обучения он работал органистом в одной из церквей. Однако он вынужден был бросить университет, не проучившись и года, из-за финансовых затруднений.

Позже Пахельбель стал учеником заведения Gymnasium poeticum в Регенсбурге, где дирекция школы, впечатлённая способностями Иоганна, разрешила ему изучать музыку вне гимназии под руководством Каспара Пренца, ученика Иоганна Каспара Керла. В 1673 г. Пахельбель становится вторым органистом собора Св. Стефана в Вене.

Проведя несколько лет в Вене, в 1677 г. Пахельбель переехал в Эйзенах, где он получил должность придворного органиста Иоганна Георга, герцога Саксен-Эйзенахского. В Эйзенахе он сблизился с семьёй Бахов, став близким другом Иоганна Амброзия Баха, отца Иоганна Себастьяна Баха, и обучая его детей. Дружба между Бахами и Пахельбелем сохранилась и после переезда последнего в Эрфурт: Пахельбель стал крёстным дочери Иоганна Амброзия, Иоганны Юдифи, и обучал его сына Иоганна Кристофа.

В Эйзенахе Пахельбель провёл всего год: умер брат его работодателя, и в период траура количество музыкантов при дворе было сокращено, в результате чего Пахельбель остался без работы. Взяв рекомендацию у капельмейстера Эберлина, он покинул Эйзенах 18 мая 1678 г.

В июне 1678 г. он получил должность органиста в эрфуртской Предигеркирхе, где проработал 12 лет. Заслужив репутацию совершенного органиста и композитора, Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте.

Во время пребывания в Эрфурте Пахельбель дважды вступал в брак. Первой его женой стала Барбара Габлер, но она умерла вместе с сыном во время чумы 1683 г. Во второй раз Пахельбель женился на Юдифи Дроммер. У них родилось 5 сыновей и 2 дочери. Двое из сыновей Пахельбеля, Вильгельм Иероним и Карл Теодор, также стали композиторами органной музыки, а ещё один сын, Иоганн Михаил, стал мастером музыкальных инструментов. Одна из его дочерей, Амалия, заслужила признание как художник и гравёр.

Несмотря на то, что Пахельбель был очень успешен как органист, композитор и преподаватель, он попросил разрешения на увольнение, видимо, в надежде найти лучшую работу. Разрешение было дано ему 15 августа 1690 г.; не прошло и трёх недель, как он стал придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронатом герцогини Магдалены Сибиллы. Это место было лучше предыдущего, но вскоре Пахельбель вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения. Он возвратился в Нюрнберг, а оттуда переехал в Готу, где стал городским органистом 8 ноября.

Могила Пахельбеля на кладбище Рохус в Нюрнберге.

Бывший учитель Пахельбеля и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер умер 20 апреля 1695 г. Городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что, вопреки обычаю, не устраивали конкурса, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 г.; здесь он прожил весь остаток жизни.

Известность

Канон ре мажор
современная интерпретация, несколько отличающаяся от оригинала

В 1930-е годы его органные произведения, в частности, хоральная прелюдия «Vom Himmel hoch, da komm' ich her», стали исполняться регулярно.



Просмотров: 9360


<<< Нуций, Иоганн
Санчес, Джованни Феличе >>>