Все музыканты // Ожогин, Андрей Гаврилович

22 января 2011





Биография

С 12 лет обучался рисованию и французскому языку в Классе художеств разночинской гимназии при Московском университете.

В 1766 году вступил в труппу Российского театра Н.С. Титова вместе с Е.И. Залышкиным и И. Калиграфом. 13 марта 1766 года московский главнокомандующий граф Салтыков докладывал, что лучшие силы труппы составляли «здешнего университета рисовальный подмастерье, два студента и ученик». Это были: студенты Иван Иванов, Иван Миняков, подмастерье Андрей Ожогин и ученик Егор Залышкин. Антрепренер просил оставить их в труппе, а следовательно, отчислить из университета. Но Титов через три года, 1 марта 1769 года, отказался от театра. После некоторых приключений, когда труппу возглавили итальянские антрепренеры, умершие во время московской чумы 1771 года, театральное дело продолжил князь Урусов, взявший в товарищество английского математика Михаила Георгиевича Медокса. Они активно взялись за дело, театральные постановки проходили на сцене Головинского дворца, потом в театре дома Воронцова на Знаменке — до 1880, когда помещение театра сгорело и князь Урусов, отчаявшись, вышел из антрепризы, оставив полновластным хозяином Майкла Медокса, а тот построил Петровский театр, куда и перешла вся тогда ещё немногочисленная труппа. Первоначально труппа Медокса в Петровском театре была невелика и состояла из 13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров с балетмейстером и 13 музыкантов.Среди них был и Андрей Гаврилович Ожогин вместе со своей женой, тоже актрисой. На сцене Петровского театра Ожогин выступал до 1803 года – в операх, драмах, комедиях, в том числе и в женских ролях. После чего оставил сцену.

Был первым исполнителем многих оперных партий и драматических и комических ролей: Фаддей, первый исполинтель, Абдалла, первый исполнитель; Старолет, первый исполнитель; Скрягин, Фаддей, Федул; Мартин, Мартын; Тарабар; Лесник Симеон, Сквалыгин, Угольщик; Грифаньо, Еремеевна в «Недоросле» Фонвизина, сваха в «Обращенном мизантропе, или Лебедянской ярмарке», баба-яга в опере «Баба-яга» кн. Горчакова с музыкой М. Стабингера, играл в пьесах: «Крестьянин-маркиз, или Колбасники» композитора Паэзиелло. «Несчастие от кареты» Я.Б. Княжнина с музыкой В.А. Пашкевича, «Севильский цирульник» и др.

Автор О.В. Бубнова в работе «От Локателли к Меддоексу...» отмечает:

А.Ожогин - любимец московской публики. Высокую оценку дал ему драматург Н.П.Николев в предисловии к комической опере "Розана и Любим": "Прекрасная игра г. Ожогина произвела во мне желание прибавить игры и сделать некоторые перемены во многих явлениях...". Большим успехом пользовался Ожогин в роли Еремеевны в "Недоросле". С именами Ожогина, а позже Сандунова связана история эволюции комедийных образов на сцене.

В журнале «Ежегодник Императорских театров» помещен отрывок из книги германского историографа Иоганна Рихтера «Москва»: статья «Московские театры XVIII столетия»:

Ожогин очень хороший комик, особенно силен в комических ролях национальнаго характера, тем более что он еще и певец. Лучшия его роли — мельник в «Мельнике» и старый опекун в «Сбитенщике». Обе пьесы — русския национальныя оперетки. Главная роль в первой — мельник, от котораго она получила свое название. Мельник этот, кроме своего настоящего ремесла, занимается еще посредничеством и гаданием. Опекун в «Сбитенщике» — старый скупой купец, который хочет жениться на своей богатой молодой воспитаннице, но из когтей котораго её вырывает бедный молодой офицер. Тип такого «опекуна» встречается в драматической литературе и других народов, но в России ему придано столько национальных черт, что, до известной степени, он становится новым. Ожогин играет «Опекуна» превосходно.//Орфография сохранена

ББЭ отмечает:

Обладал голосом глуховатого тембра, комедийным дарованием, талантом импровизации. Исп. преимущественно острохарактерные роли, вносил в игру яркие бытовые черты. Являясь продолжателем демократических традиций рус. нар. т-ра, подготовил почву для развития отечественного реалистического муз. т-ра. По словам современника, арт. "сооружал нам оригинальный комизм русский и тем творил охотников-зрителей родного нам театра в толпах народных". О. — предшественник В. Живокини и М. Щепкина на рус. сцене — пользовался успехом гл. обр. у демократической публики.

Музыкальная энциклопедия:

Обладал незаурядным комедийным даром, широко использовал буффонаду, импровизацию. … Наряду с др. артистами 18 в. О. подготовил почву для развития рус. реалистич. муз. т-ра

Партнеры: Н. В. Волков, П.В. Злов, Н. Соколовская, Я. Шушерин, И. Калиграф, Н. Калиграф, И. Лапин, Е. Залышкин, Е. Сандунова.



Просмотров: 7481


<<< Нэлепп, Георгий Михайлович
Осипов, Вячеслав Николаевич >>>