Все музыканты // Любек, Винсент - Музыка

22 января 2011


Оглавление:
1. Любек, Винсент
2. Музыка



Несмотря на известность и долгую жизнь Любека, очень небольшое количество его сочинений сохранилось до наших дней. Он известен сейчас в основном как автор органных произведений, которых нам известно лишь семь:

  1. Прелюдия и фуга до мажор
  2. Прелюдия и фуга до минор
  3. Прелюдия и фуга ре минор
  4. Прелюдия и фуга ми мажор
  5. Прелюдия и фуга соль минор
  6. Хоральная фантазия Ich ruf zu dir
  7. Вариации на хорал Nun lasst uns Gott dem Herren

Ещё две пары "прелюдия и фуга", фа мажор и соль мажор, в настоящий момент приписываются сыну Любека, т.к. стилистически и технически значительно проще остальных произведений. Сочинения же, однозначно приписываемые Любеку-отцу, отличаются крайне высокой степенью мастерства и стилистической разнородностью. Ни одна из прелюдий и фуг не повторяет другую: если, например, ре минорная прелюдия и фуга составляет простой, типичный триптих "токката — фуга — токката", то ми мажорное сочинение развивается по схеме "токката — фуга 1 — фугато — фуга 2 — токката", а соль синорная прелюдия и фуга содержит три фуги: "токката — фуга 1 — фуга 2 — токката — фуга 3". При этом большая часть фуг Любека содержит облигатное противосложение. Интересны также и свободные секции: помимо прочих достоинств, здесь встречаются сложные педальные соло, а также, в соль минорной прелюдии, двухголосие в педали, что вообще редко встречается в органной музыке того периода.

Хоральная фантазия на хорал Ich ruf zu dir — одно из крупнейших сочинений этого жанра. Любек и делит фантазию на 12 частей и покрывает целиком первую строфу хорала. Текст хорала отражается в использовании самых разных техник - здесь есть и секции эхо, и виртуозные части, в которых руки играют одна над другой, и секции в танцевальных ритмах, и многое другое. Вариации на хорал Nun lasst uns Gott dem Herren, от которых сохранился лишь начальный фрагмент, так же интересны, как и остальная органная музыка Любека. Вариационная техника здесь часто отходит от мелодии хорала и обрабатывает лишь гармонический остов.

Из клавесинной музыки Любека сохранилась небольшая коллекция Clavier-Übung, опубликованная в 1728 году — единственное, насколько нам известно, что было опубликовано из музыки Любека при его жизни. Clavier-Übung состоит из прелюдии и фуги, сюиты из четырёх танцев и чаконы на хорал Lobt Gott ihr Christen allzugleich. Чакона выделяется из всего остального творчества Любека своей крайней простотой; однако прелюдия и фуга, и в особенности сюита, написаны в гораздо более интересной манере, часто далеко отходя от сложившихся жанровых стереотипов. Помимо этих произведений, недавние исследования приписывают Любеку ещё несколько: две чаконы, прелюдию, и несколько танцев из Handschrift S.M.G. 1691. Кроме органной и клавесинной музыки, сохранилось ещё пять кантат, три из которых — по всей видимости, ранние сочинения.



Просмотров: 8410


<<< Мондонвиль, Жан Жозеф де