Все музыканты // Галилей, Винченцо

23 января 2011


Оглавление:
1. Галилей, Винченцо
2. Трактаты



Галилей Винченцо, итальянский теоретик музыки, композитор, лютнист. Отец Галилео Галилея. Член и активный участник Флорентийской камераты.

Жизнь и творчество

Учился в Венеции у Джозеффо Царлино. Диалог «Фронимо» представляет собой первую полноценную школы игры на лютне. Галилей аргументировал предпочтительность лютни органу тем, что именно она способна выражать «гармонические аффекты, такие, как жёсткость и мягкость, терпкость и сладость, крики, плачи, жалобы и причитания, с таким чудесным изяществом».

На формирование музыкально-эстетических воззрений Галилея оказал решающее влияние Джироламо Меи, после чего его отношение к работам Царлино резко изменилось. В трактате «Компендий теоретической музыки» пришёл к мысли о несовместимости античной и современной ему итальянской музыки, о тщетности реконструкций древности. Критикуя своего учителя, развивал эту мысль в трактате «Диалог о древней и новой музыке». Ряд трактатов Галилея о гармонии и контрапункте, в том числе «Обсуждение энармоники, как её используют, и того, кто был автором хроматики», критически оценивающий эксперименты соотечественников в микротоновой музыке, не был опубликован при жизни и сохранился в рукописи.

Для эстетики Галилея центральной была мысль об утрате присущего античности аффекта в современной музыке, целью которой стало одно удовольствие, поверхностная приятность. Считал, что традиционный контрапункт усложняет восприятие и снижает эффект непосредственного воздействия музыки на душу, вследствие чего активно пропагандировал «монодию», то есть мелодию, понимаемую им как несущий элемент фактуры, главную музыкальную мысль. Теоретические исследования Галилея проложили дорогу музыке Нового времени с её гомофонным складом и равномерно темперированным строем, то есть материей классико-романтической гармонии.

В. Галилей — автор двух сборников мадригалов, многих инструментальных пьес, в основном, для лютни. Среди последних - сборник «Книга лютневой табулатуры», который содержит экспериментальную сюиту из 24 тройных «микроциклов» во всех 12-ти тональностях, т.е. на 12 высотных позициях хроматической гаммы. Авангардные сочинения Галилея в «монодическом» стиле не сохранились.



Просмотров: 8335


<<<