Все музыканты // Джезуальдо да Веноза - Творчество

23 января 2011


Оглавление:
1. Джезуальдо да Веноза
2. Творчество
3. Рецепция



Опубликовал 6 сборников 5-голосных мадригалов. Одна книга его 6-голосных мадригалов, опубликованная посмертно, ныне утеряна. 1-я и 2-я книги пятиголосных мадригалов изданы в 1594, 3-я — в 1595, 4-я — в 1596, 5-я и 6-я — в 1611. В 1613 году все 6 книг 5-голосных мадригалов были изданы в Генуе, в виде партитуры с тактовыми чертами. Эта редакция мадригалов на сегодняшний день наиболее известная.

Две последние книги мадригалов занимают особое место в истории академической музыки. Мадригальные стихи написаны от первого лица. Тематика поздних мадригалов, по-видимому, обусловлена личной драмой Джезуальдо, из ревности лишившего жизни свою первую жену, Марию д’Авалос, и её любовника. Велико значение так называемых «мадригализмов» и музыкальной риторики. Слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения, в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности. Слова morte, duolo, tormenti, piangere, uccidere и др. приобретают в светской музыке Джезуальдо эмблематическое значение. Среди известных поздних мадригалов: «Beltà, poi che t’assenti», «Moro, lasso, al mio duolo», «Mercé grido piangendo», «Tu piangi, o Filli mia».

Наиболее яркая особенность стиля Джезуальдо — уникальная насыщенность хроматизмами. В основе красочного сопоставления хроматических аккордов и конкордов лежит чаще не тонально-функциональная, а линеарная логика, тонально-стабильные фразы сменяются фразами, в которых контраст тоники и периферии выражен слабо. Звуковысотная структура музыки Джезуальдо не получила удовлетворительного теоретического объяснения до наших дней.

Форма мадригалов до мельчайших подробностей детерминирована текстом, образуя ясно различимые разделы, часто не соизмеримые по размерам и архитектоническому «весу». Молниеносная смена аффектов сопровождается резкой сменой склада внутри одной пьесы – имитационно-полифонического и гомофонного.

В сочинениях Джезуальдо, как никакого другого итальянского композитора, отразился маньеризм Позднего Ренессанса с характерными для него чертами: преувеличенность чувств, смешение в пределах небольшой пьесы различных композиционных техник, изыски ритмики, фактуры и формы.

При всей новизне музыкального языка Джезуальдо остался безразличным к нарождающимся «модным» тенденциям: не писал инструментальных танцев, арий, опер; в манере письма не поменял «первую практику» на вторую, одним словом, никак не отразил победное шествие новой гомофонной музыки.

Помимо мадригалов ему принадлежат 2 сборника латинских мотетов. Первый сборник с мотетами на 5 голосов сохранился целиком. Второй сборник с мотетами на 6 голосов сохранился частично . Все мотеты написаны в традиционной строфической форме, с обширным использованием имитационной полифонии. Кроме того, Джезуальдо принадлежит сборник «Респонсории и другие к оффицию Страстной недели». В духовные сочинения композитора проникают типичные для его мадригалов музыкальная риторика и хроматический стиль. Джезуальдо также приписывается несколько канцонетт, впрочем, опубликованных в посмертном сборнике.



Просмотров: 8824


<<< Джеминиани, Франческо