Все музыканты // Блох, Эрнест

22 января 2011





Эрнест Блох — швейцарско-американский композитор еврейского происхождения.

С девятилетнего возраста играл на скрипке, позднее учился как скрипач в Брюссельской консерватории у Эжена Изаи, а также у Франца Шёрга. Затем в 1900—1901 гг. изучал композицию во франкфуртской Консерватории Хоха у Ивана Кнорра и Людвига Тюйе. Жил в Париже, затем в Женеве, в 1916 г. уехал в Соединённые Штаты Америки. С 1924 г. гражданин США. В 1920 г. стал первым руководителем новосозданного Кливлендского института музыки и руководил им до 1925 г., затем до 1930 г. возглавлял Консерваторию Сан-Франциско; преподавал также в других музыкальных учебных заведениях. Среди учеников Блоха, в частности, Джордж Антейл, Фредерик Джейкоби, Бернард Роджерс, Роджер Сешенс.

Среди ранних сочинений Блоха наибольшее внимание привлекла опера «Макбет», впервые поставленная в 1910 г. и не снискавшая особенного успеха у публики, но удостоившаяся восторженного отзыва Ромена Роллана. Музыка Блоха в это время отмечена влиянием Рихарда Штрауса и импрессионизма в лице, прежде всего, Дебюсси. Второй этап творчества Блоха — начиная с «Трёх еврейских стихотворений», симфонии «Израиль» и особенно Еврейской рапсодии «Шеломо» для виолончели с оркестром — характеризуется, прежде всего, обращением к еврейской теме и, в связи с этим, отчасти к еврейскому фольклорному музыкальному материалу. По поводу «Шеломо» — самого, вероятно, известного произведения Блоха — критик Гвидо Гатти замечает:

Виолончель, с её изрядной широтой фразировки, то мелодичной, местами доходящей до вершин лиризма, то декламирующей, с драматической игрой тени и света, являет собой воплощение Соломона во всей его славе. <...> Партия солиста, скорее вокальная, чем инструментальная, кажется музыкальным высказыванием, глубоко связанным с талмудической прозой.

Это же восприятие выражено и в посвящённом музыке Блоха стихотворении Сергея Круглова:

… Твоё, Господи, Имя,
Переложенное на голос струнных,
Пылающий над хамитскими городами
Мотив Сима,
Твёрдый, как тысячелетнее вино, страстный
Мужской зов виолончели…

В позднейшем творчестве — особенно в Concerto grosso № 2 — Блох отдал дань и увлечению неоклассицизмом, хотя позднеромантическая основа его произведений оставалась неизменной.

Из трёх детей Блоха старшая дочь, Сюзанна, стала музыкантом и музыкальным педагогом, а младшая, Люсьенна, — известным фотографом.



Просмотров: 7654


<<< Борзов, Найк Владимирович